XII съезд Астрономического общества, 25 мая 2015 г.

 

ЗАОЧНОЙ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ МГУ ТРИ ГОДА

 

Шатовская Наталья Евгеньевна (shatovskaya@gmail.com)

 

═══════════ Идея создания Заочной Астрономической Школы, работающей по сети интернет, была предложена профессиональному сообществу на съезде учителей физики, состоявшемся в МГУ в июне 2011 года. Заочная Астрономическая Школа была открыта на базе Центра Дистанционного Образования физического факультета МГУ в сентябре 2012 года. Помимо ЦДО её соучредителями выступили ГАИШ им.П.К.Штернберга и Астрономическое Общество.

Практическая реализация идеи была начата двумя энтузиастами-астропедагогами: преподавателем Ресурсного центра дистанционного обучения детей гижнего Новгорода С.А.Хоревым и учителем астрономии школы ╧ 179 г.Москвы Н.Е.Шатовской. В 2012-2013 годах были разработаны и опробованы курсы ╚С астрономией на ТЫ╩ для 5-7 классов, ╚Школа наблюдателя╩, Основы астрономии в задачах╩ для 8-11 классов, начата разработка курса повышенного уровня для старшеклассников ╚Основы астрофизики в задачах╩.

В 2013 году в структуре ЗАШ появилась информационная площадка с гостевым доступом ╚Добро пожаловать в ЗАШ╩ и форум с новостной рассылкой.

В 2014 году к проекту подключились преподаватели-ассистенты (работающие по готовым заданиям) Е.В.Бутина (гебоксары), В.Н.Асташин (г.Самара), М.В.Силантьев (Московская обл.)

В 2014 году в рамках преобразования Центра дистанционного образования в общеуниверситетский Центр развития электронных образовательных ресурсов МГУ проект сменил статус и техническую базу. В настоящее время ЗАШ функционирует по адресу http://distant.msu.ru/course/index.php?categoryid=85Университет планирует расширение деятельности ЦРЭОР в сотрудничестве с компанией ╚Ростелеком╩. Разрабатываются общие требования к дистанционным курсам, единый сертификат и т.п. Это требует повышение качества работы всех дистанционных курсов, в том числе и курсов ЗАШ.

═══════════

За прошедшие три года идея создания Заочной Астрономической Школы была проверена на практике. Доказаны востребованность дистанционных курсов по астрономии, техническая реализуемость модели, возможность освоения новой формы работы учителями и учениками. К концу 2014-2015 учебного года можно отметить следующие достижения в работе ЗАШ:

1. Разработаны базовые курсы для учащихся различных возрастов, содержащие интерактивные материалы разных видов. Работа над курсами по подготовке к отборочным этапам астрономических олимпиад в целом закончена.

═══════════ 2. Имеются прецеденты, когда именно ЗАШ выявляла и продвигала ученика из региона. В 2012-2013 учебном году заявил о себе 9-классник Кирилл Гришин из гольятти, ставший впоследствии трёхкратным победителем Всероссийской олимпиады по астрономии и призёром Международных олимпиад. В 2013-2014 году 11-классник Николай Ткачёв из Волгоградской области, впервые участвовавший в соревнованиях по астрономии, стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады, призёром Московской олимпиады и получил льготу в вуз, позволившую не только поступить на бюджетное место на космическую специальность в МГТУ имаумана, но и получить место в общежитии. В завершившемся учебном году 9-классник Алексей Старченко из Череповца стал призёром Московской астрономической олимпиады и призёром заключительного этапа Всероссийской олимпиады и участвовал в работе Летней школы юных астрофизиков.

3. Начато формирование детского коллектива ЗАШ, проводятся совместные акции (как, например, публикация отчётов о наблюдении солнечного затмения 20 марта 2015 года). Предпринимались попытки собрать из учеников ЗАШ команду для участия в Астротурнире.

 

Статистика по отдельным курсам такова:

 

 

Курс

Выдано сертификатов*

Обучаются в 2015-2016 уч. году**

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Школа наблюдателя

-

-

-

-

С астрономией на ТЫ

12

-

-

-

Основы астрономии в задачах. 8 класс

2

1

2

7

Основы астрономии в задачах. 9 класс

2

2

4

4

Основы астрономии в задачах. 10-11 класс

6═══════

4

4

15

Основы астрофизики в задачах. 10-11 класс

-

1

-

2

Всего

22

8

8

28

 

* Сертификат выдаётся при освоении всех тем курса и правильном выполнении не менее 60% заданий

**Указано число учащихся, приступивших к выполнению заданий на 15 сентября

 

═══════════ Несмотря на накопленный опыт, ЗАШ пока находится в стадии формирования: далеко не всё возможное содержание курсов представлено, не все формы работы с учащимися налажены, а использование возможностей Школы в регионах оставляет желать лучшего.

═══════════ Например, остаётся спорным вопрос о целесообразности поддержки в рамках ЗАШ курсов для школьников средних классов. С одной стороны, дистанционное обучение требует от ученика самостоятельности и целеустремлённости, которые школьники младше 8 класса проявляют редко. С другой √ интерес школьников 5-7 классов к астрономии высок, и спрос на дистанционное обучение существует. Годичный опыт функционирования курсов для младшего возраста привёл нас к выводу, что не только их содержание, но и формы работы с учениками должны существенно отличаться от классических курсов ЗАШ, а ведущий их педагог должен обладать специфическими качествами и навыками. В настоящее время преподавателя для младших курсов в составе ЗАШ нет, и приём на них не ведётся. Рассматривается возможность привлечения к этой работе студентов-астрономов.

═══════════ Курсы ЗАШ для старшеклассников тоже далеки от совершенства. Успешно функционируютбазовые курсы для начинающих, но курсов высокого уровня, приобщающих талантливых школьников к современной науке,до сих пор не появилось. Особый интерес представляют формы учебной работы, основанные на использовании возможностей сетевой астрономии: удалённых наблюдений через интернет, мониторинга переменных звёзд и околоземных астероидов, электронных баз данных и т.п. Методическая проработка этих возможностей и создание курсов или модулей в рамках ЗАШ позволили бы организовать научно-исследовательскую работу школьников под руководством специалистов, даже если их разделяют тысячи километров. Вопрос в том, готовы ли специалисты разрабатывать и вести такие дистанционные курсы или модули; пока желающих не нашлось. Практика показывает, что проще повысить астрономическую квалификацию учителя, мотивированного на работу с одарёнными детьми, чем мотивировать на работу с детьми квалифицированного астронома-профессионала или любителя.

═══════════ По сути дела, техническая платформа ЗАШ представляет собой инструмент для астропедагога и методиста и может быть использована для различных целей. Существующего набора курсов достаточно, например, для налаживания работы по нашему профилю в отдельно взятом регионе. Именно по такой регионально-кустовой модели работают в настоящее время педагоги ЗАШ: к каждому из них прикрепляются ученики из его региона и из нескольких соседних. С проживающими относительно недалеко учениками педагог может не только взаимодействовать по сети, но и привлекать их к очным мероприятиям. Более того, региональные энтузиасты распространяют информацию о ЗАШ через методические объединения учителей-предметников в своих областях, что позволяет выявить заинтересованных учащихся в районах, подготовить их к отборочным этапам олимпиад, улучшить количественные и качественные показатели этапов Всероссийской олимпиады по астрономии. Так, в начавшемся учебном году из Самарской области, где по этой модели работает преподаватель В.Н.Асташин, на 15 сентября поступило 24 заявки на зачисление в ЗАШ. Если хотя бы четверть этих детей будет успешно учиться, область сможет улучшить показатели на региональном и заключительном этапах олимпиады.

Развивая эту идею, через курсы ЗАШ можно было бы организовать подготовку команд регионов к выступлению на Всероссийской олимпиаде. Статистика олимпиады показывает, что многие регионы не могут ни собрать конкурентоспособную команду, ни организовать её подготовку. Часто в регионе нет преподавателя с необходимой квалификацией, а там, где он есть, он не владеет методикой подобной работы. ЗАШ могла бы помочь решить все три проблемы: обеспечить базовую астрономическую подготовку заинтересованных школьников, собрать работоспособную команду и тем самым мотивировать педагога на повышение квалификации, предоставить методические материалы.

Более того, помимо различных учебных курсов для школьников, на той же самой технической платформе возможно функционирование курсов повышения квалификации для астропедагогов, в том числе и для самой заочной школы.

 

═══════════ Развивая заочную астрономическую школу, в перспективе нужно стремиться к созданию единого виртуального образовательного пространства для юных астрономов всей страны. Для воплощения этой идеи нужно найти решения следующих проблем:

1.Неясный юридический статус ЗАШ. В настоящее время школа функционирует как волонтёрский проект в рамках ЦРЭОР. С её сотрудниками не заключены договора.

2.Отсутствие постоянного финансирования. В прошедшем учебном году ЗАШ впервые получила финансирование √ в рамках поддержки Департаментом образования госквы программы ╚Школы юных╩. Весьма скромная сумма (100 тысуб) была выделена на работу с московскими школьниками, составляющими менее четверти контингента учащихся.

Эти две проблемы связаны с тем, что ЗАШ не вписывается в существующие форматы образовательных проектов. Для её развития необходим федеральный статус и поддержка на уровне Министерства образования и науки. А пока, даже ссылаясь на авторитет МГУ, затруднительно объяснить региональным министерствам, что такое ЗАШ и чем она могла бы быть полезна в регионе.

3. Недостаток кадров. При отсутствии постоянного финансирования можно привлечь к работе в ЗАШ только энтузиастов, которых даже в нашей романтической области не очень много. Помимо энтузиазма, преподаватель ЗАШ должен обладать необходимыми знаниями в области астрономии, иметь педагогический опыт, ╚дружить╩ с компьютером и интернетом. Поэтому даже ассистента, работающего по готовым материалам, найти непросто. Это ограничивает число учащихся, которых может принять ЗАШ.

Разработка профильных курсов и работа с региональными командами - это высококвалифицированный труд, который должен быть оплачен по достоинству. Без интеграции ЗАШ с федеральными и региональными структурами, организующими работу с одарёнными школьниками, кадровую проблему не решить.

Однако мы с надеждой смотрим в будущее. В январе 2015 года объявила о своём воссоздании российская Ассоциация учителей астрономии - https://sites.google.com/site/auastro/ . Заочная Астрономическая Школа могла бы стать точкой приложения сил астропедагогов из разных регионов и объединить их вокруг реального дела. Мы приглашаем коллег из регионов присоединиться к нашему проекту.

Участвовать в работе ЗАШ можно по-разному.

1. Замечания по работе, предложения по усовершенствованию содержания и формы курсов мы принимаем от любого квалифицированного специалиста. Будем благодарны также за адресную информационную поддержку.

2. Ассистентом ЗАШ (помощником, преподающим по готовым материалам) может стать любой астропедагог, готовый уделять проекту время и силы. Главное требование - опыт очной работы со школьниками. Необходимы также уверенное владение компьютером, надёжное подключение к интернету и грамотное письмо.

3. Если вы хотите создать собственный курс в рамках ЗАШ, отличный от уже имеющихся (например, по телескопостроению, дистанционным наблюдениям, обработке баз данных и т.п.), мы предоставим такую возможность. Обязательные условия - достаточная квалификация в выбранной области и готовность не только разработать, но и преподавать этот курс. 

Обращаться с предложениями следует к координатору ЗАШ √ автору этой статьи.