Проблемы обучения

  О специальности "небесная механика" в университетах России (Н.В.Емельянов)

  Мысли по поводу астрономического образования (К.В.Холшевников)

О специальности "небесная механика" в университетах России
(Н.В.Емельянов)

     Существование специальности небесная механика обусловлено как всей историей развития науки, так и нуждами практического освоения космоса с помощью искусственных спутников Земли и межпланетных космических аппаратов. Науке "небесная механика" уже более двух тысяч лет. На ее выводах основываются представления людей о мироздании. Она решает вопрос о судьбе Земли и всей Солнечной системы. В методологическом плане небесная механика является полигоном для испытания новых физических идей и стимулом для непрерывного совершенствования математического аппарата.

      Русская школа небесной механики была создана великими учеными прошлого века. Достижения А.М.Ляпунова явились основой для получения фундаментальных результатов об устойчивости Солнечной системы. Развитые им методы до сих пор используются в практике научных исследований. Научная школа по небесной механике существует в МГУ уже более 50 лет. Ее основатели - профессора МГУ Н.Д.Моисеев и Г.Н.Дубошин.

      Особо интенсивное развитие небесная механика получила при подготовке запуска первого искусственного спутника Земли. Результаты работ советских ученых по построению теории движения ИСЗ использовались в практике космических исследований в нашей стране и за рубежом. Тесная связь небесной механики с науками о Земле и космическими проектами обусловили существование специальности "небесная механика" на физическом факультете МГУ и в некоторых других университетах.

      Небесная механика, как специальность и часть астрономии, существовала в университетах всегда. Такие крупнейшие отечественные ученые, как академики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов, А.Н.Крылов, не только читали лекции по небесной механике, но и вели научные исследования в этой области.

     Небесная механика сохранила свою самостоятельность как по предмету изучения, так и по методам решения задач. Никакая другая наука не изучает динамику естественных и искусственных небесных тел. Методы теории возмущений, широко применяемые в физике, исторически специфичны и чрезвычайно продуктивны в небесной механике. Развитие современной науки и практической деятельности человека в космосе немыслимы без небесной механики. Она играет важную роль в противостояниии с псевдонауками.

      Все сказанное делает крайне необходимым выпуск достаточного числа специалистов по небесной механике. Ибо огромный научный задел и педагогический опыт по этой специальности в университетах России должны быть разумно использованы.


Мысли по поводу астрономического образования
(К.В.Холшевников)
Декабрь 1998 г.

1. Главная проблема - в распределении преподавателей по возрасту наблюдается глубокий минимум сорокалетних (от 35 до 45 лет). Оставшиеся, похоже, тоже уедут заграницу. Через 10 лет астрономическое образование нужно будет закрывать. Подобное в меньшем масштабе случилось в ЛГУ 30 лет назад. Со смертью последнего геодезиста была закрыта специальность "геодезия". Можно лишь пытаться смягчить удар в надежде, что через 10 лет общая ситуация в стране улучшится.

2. Абитуриентов "с улицы" (т.е. проявившихся при подаче заявлений, не ранее) в этом году у нас было 10 человек, зачислено 4; (пишу по памяти, возможна ошибка в 1-2 человека). Т.е. прием был бы полностью провален, если бы мы не перешли на систему поштучной работы со школьниками. Объем этой работы для каждого участника сравним с нагрузкой в 1/4 ставки или даже более. Насколько я знаю, похожее положение в других вузах. Возможно, следует менять правила приема, вводя раздельный конкурс для победителей олимпиад и т.п. и для абитуриентов "с улицы".

3. Об издании учебников. Положение здесь серьезное, но не катастрофическое. Есть возможности финансирования по линии РФФИ, программе ИНТЕГРАЦИЯ. Вряд ли целесообразно предпринимать что-либо специальное еще. Впрочем, я здесь не категоричен, готов обсудить другие предложения.

4. Электронные средства обучения будут повышать свой удельный вес. Проблема: у 2/3 студентов СПбГУ есть дома (или в общежитии на троих в складчину) свой ПК. У 1/3 их нет. Аналогия: представьте, что у части студентов нет ни учебников, ни задачников дома. Как они будут решать задачи по матанализу? Выход - оснащение по евростандартам компьютерных классов с широким доступом студентов. Но возможно ли это?

5. "Перечень специализаций" по астрономии плох. В нем отсутствует, например, небесная механика. Это может привести к нежелательным последствиям вплоть до закрытия кафедр в ГАИШ, СПбГУ, трудностям в ТГУ у Т.В.Бордовицыной и Ижевске у Б.П.Кондратьева. Думаю, близкие к Минобразования москвичи должны предпринять шаги в нужном направлении. Я готов принять в этом участие в нужный момент на достаточно высоком уровне по линии ГСА. Но ключевой фигурой, по-моему, должен быть А.М.Черепащук.