Об организации закупок в МГУ в 2014 г.
На сайте http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=77006
помещено интервью с начальником отдела закупок МГУ О.Ю.Миронюк, посвященное организация гос. закупок МГУ в 2014 г.
До начала апреля вузы и научные институты должны разработать и согласовать с учредителем положение, в соответствии с которым они будут закупать всё необходимое для работы по грантам и госконтрактам. Первым с этой задачей справился Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. КорреспондентSTRF.ru расспросил заместителя проректора, начальника отдела планирования и организации закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг МГУ*Ольгу Миронюк*, в какие рамки вуз вписал вопрос о госзакупках, поднятый еще в середине прошлого года Советом по науке при Минобрнауки России .
Ольга Миронюк: ?Главный момент в том, что в МГУ закупки для грантов и
госконтрактов по аналогии с предыдущим ФЗ-94 отнесены к закупкам у
единственного поставщика?
Действительно, с 2014 года введено в действиеновое законодательство
, которое утвердило так
называемую контрактную систему в сфере госзакупок. Это кардинально
изменило подход в части закупок по грантам для всех учреждений
образования и науки. Ранее, до конца 2013 года, в соответствии с ФЗ-94,
можно было закупать всё необходимое для науки по грантам без проведения
каких-либо конкурсных процедур, то есть просто выбрав любого поставщика
и заключив с ним контракт, а потом, разумеется, отчитавшись за эти
закупки. По новому закону, бюджетные учреждения осуществляют все закупки
по общим правилам, с объявлением конкурса, но для расходов погрантам
, госконтрактам
и другим внебюджетным источникам они могут разработать особые, более
удобные и адаптированные для себя правила и утвердить их со своим
учредителем. Сделать это нужно до 1-го апреля 2014 года. Если бюджетное
учреждение укладывается в этот срок, то окончательное положение
публикуется на сайте zakupki.gov.ru, после чего его можно использовать
для всех закупок по грантам, госконтрактам и за внебюджетные средства.
Для тех, кто не успевает принять положение до 1 апреля, закупки на любые
средства весь 2014 год будут осуществляться исключительно по правилам
закона о контрактной системе. При этом положение, утверждённое в более
поздний срок, вступает в действие только с 1 января следующего после
утверждения года.
*МГУ оказался одним из первых вузов, утвердивших
необходимое****положение о закупках
. Какие правила в
нём прописаны?*
-- Главный момент в том, что вМГУ
закупки
для грантов и госконтрактов по аналогии с предыдущим ФЗ-94 отнесены к
закупкам у единственного поставщика (т.е. без конкурса. -- Ред.).
Принимая такое правило, мы исходили из того, что должны в первую очередь
исполнить грант, а не тратить месяцы на то, чтобы произвести необходимую
закупку. Положение мы приняли, утвердили в Министерстве образования и
науки РФ, и уже работаем по нему.
*Как это происходит на практике? Допустим, завлаб МГУ выиграл грант, и
ему надо закупить материалы и оборудование?*
-- Он приходит к ответственному сотруднику своего подразделения и
говорит, что хочет купить что-то конкретное. У нас грантодержатели сами
прекрасно знают, что им нужно, где материал лучшего качества по
приемлемым ценам. Лучше них самих в этом никто не разбирается. Для них
обычное дело -- выбирать всё необходимое для каждого конкретного
исследования, для каждой научной задачи. Таким образом, они приходят к
специалисту своего подразделения и сразу называют определённого,
проверенного опытом поставщика. Если же они сомневаются в выборе, им
помогают сотрудники отдела снабжения. У тех есть база поставщиков,
которые осуществляют аналогичные поставки в другие лаборатории.
Организационно-финансовые вопросы -- бухгалтерские проводки, расчёты,
отчёты -- руководителей грантов не затрагивают, за это ответственна
администрация факультета, ректората. Учёным же остаётся только получить
товар.
*ФЗ-94 в последние годы позволял закупать материалы для грантов и
госконтрактов у единственного поставщика, и все этим успешно
пользовались. По сути ничего не изменилось?*
-- Появилась возможность ещё больше облегчить процедуру. ФЗ-94 требовал
обязательного заключения договора. А по нашему положению закупку товара
стоимостью до полумиллиона рублей можно делать просто на основании
счёта. Это ускоряет процесс, потому что нам не нужна процедура
согласования с поставщиком формы договора, его условий и так далее.
*Получается, МГУ пришёл к тому, чего довольно долго добивались все
российские учёные -- к закупкам, необходимым для выполнения грантов и
госконтрактов без тендеров и лишней бюрократии, так же, как и в ведущих
западных образовательных и научных центрах?*
-- На мой взгляд, здесь ещё есть над чем работать. Большим шагом было бы
создание некоторого складского запаса в вузе. Но это более
стратегическая задача.Российское законодательство
пока
не позволяет реализовывать подобные программы. Хотя в принципе, как мне
кажется, потихоньку можно будет и к этому прийти.