21 июня══
═ ═ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫПУСК
Информационное
издание
Международного
Астрономического Общества
Выходит с 1996 года
АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН √
НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
************************************************************
Выпуск готовили:
Главный Редактор:
М.И.Рябов:, ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru
Секретарь Редакции:
В.Л.Штаерман. eaas@sai.msu.ru
___________________________________________________
⌠АСТРОКУРЬЕР■ в
ИНТЕРНЕТЕ по адресу:
http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html
http://www.chat.ru/~astrocourier
**********************************************************
═══════════════ ═════════════С ДНЕМ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ √
═════════════ ════════════НАЧАЛОМ АСТРОНОМИЧЕСКОГО ЛЕТА
═════════════════════════ И═ ОТКРЫТИЕМ═
МОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ!
****************************************************************
Вниманию
организаций!
Просьба
поместить эту информацию на доске объявлений!
*****************************************************************
*************************************************************
══════════════════════════════════ СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРВОГО ВЫПУСКА
Обращение к читателям
17 ЛЕТ СПУСТЯ √
ОТКРЫТИЕ ПЛАНЕТАРИЯ В МОСКВЕ!
- Из Протокола
заседания Правления АстрО от 20 мая
- Предстоящее открытие
Московского Планетария
- О стандартах
образования в России (А.М.Черепащук и А.В.Барабанов)
Современное
состояние астрономического образования
в Российской
Федерации
- О выходе электронной версии 1 выпуска 27 тома
Astronomical and Astrophysical Transactions.
**********************************************************
Подробная информация о
предстоящих конференциях
в выпусках и на Доске
Объявлений ╚Астрокурьера╩:
http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html
════════════════════════════════ Уважаемые
коллеги!
21 ИЮНЯ √
День Летнего Солнцестояния и начала Астрономического лета. Поздравляем наших
читателей с этим настоящим всенародным и всемирным праздником! Ни при каком политическом устройстве отменить этот
праздник невозможно. Гораздо сложнее обстоит дело с астрономическим образованием,
а последнее время √ с образованием вообще.
Замечательным
событием последних дней стало открытие 12 июня после 17 лет забвения Московского
Планетария.
Такое
событие важно не только для москвичей , но и для всей России и ее ближайшего
окружения. Оказывается можно при наличии соответствующего понимания властей
возрождать Планетарии!
Особенно
важно,═ что в деле Возрождения Планетария
как образовательного центра большая заслуга московских астрономов и в первую
очередь ГАИШ использующего все свои ресурсы для поддержки его работы.
Материалы
этого выпуска целиком посвящены этому знаменательному событию и проблемам
образования. Они же были основной темой заседания Правления АстрО, которое
проходило в ГАИШ 20 мая этого года.
═Пример Москвы и московских астрономов должен
стать образцом для больших и малых городов на всем пространстве СНГ. Крайне
желательно посещение Планетария теми от кого зависит быть или не быть
астрономическому образованию в школах России. Нам представляется, что его роль
в этом вопросе может стать определяющей.
В
последующих наших выпусках будут представлены материалы о других событиях,
юбилеях, конференциях и о многом другом, что волнует астрономическое
сообщество.
В начале
июля центр астрономической жизни будет находиться в Санкт-Петербурге, где
пройдет Европейская астрономическая неделя JENAM-2011. Желаем ее
организаторам и участникам успешной и плодотворной работы!
Главный Редактор
М.И.Рябов
*********************************************************
*********************************************************
Из
Протокола заседания Правления АстрО
от 20
мая
А.М.Черепащук.
╚О предстоящем открытии Московского планетария╩
А.М.Черепащук
Три года назад создан Ученый
совет Московского планетария. В.А.Садовничий стал председателем Ученого совета.
В мае
Закуплен современный и лучший в
мире аппарат-планетарий производства фирмы Цейсс (сейчас у нее сменилось
название). Подготовлены экспозиции музеев и интерактивных моделей. Подготовлена
астроплощадка.
В настоящее время руководит
планетарием Наталья Витальевна Артюхина. Ранее она занималась завершением
строительства от имени управляющей компании "Покровские Ворота",
которой руководит Николай Геннадиевич Бордунов .
В планетарии работают выпускники
ГАИШ. В ГАИШ работает школа подготовки лекторов. Занятия проводят А.В.Засов и
В.Г.Сурдин. Слушатели ≈ в основном студенты и аспиранты ГАИШ, но приходят и из
других вузов. ═Окончательное открытие
планетария состоится 12 июня
С 1 сентября
М.И.Рябов
Есть ли гарантии, что новое
руководство планетария не превратит его в развлекательное учреждение?
А.М.Черепащук
Гарантий пока нет, но будет
приниматься новый Устав планетария, в котором будет статья, препятствующая
этому.
А.В.Барабанов
Вопрос о финансировании
планетария.
А.М.Черепащук
Планетарий будет на хозрасчете с
нулевой прибылью.
Н.Г.Бочкарев
По закону г. Москвы 4 млрд.
рублей, вложенные в планетарий, должны быть окуплены не менее, чем через 25
лет.
Решение.
Принять к сведению. Одобрить
деятельность представителей АстрО в Ученом совете планетария.
*********************************************************
Московский
Планетарий √ ОТКРЫТ!!!
В настоящее время астрономия═ как-то забыта,
но она воспрянет, если ею займется государство.
Всякому ясно, что она заставляет душу
взирать ввысь и ведет ее туда.
Платон.
Государство, VII книга.
══════════════ Скептики уже не верили в то, что
это когда-либо произойдёт. Но это все-таки свершилось! После 17 (прописью: семнадцати) лет ╚хронического ремонта╩ и
унизительного забвения в Москве вновь открылся Планетарий. За эти лихие годы
╚становления демократии╩, ╚всеобщей либерализации╩ и повального наступления на
науку, образование, рациональную культуру в целом успело вырасти целое поколение людей, лишенных возможности
совершить ╚причащение╩ в этом храме науки.
═════════ Конечно,
новый и старый Планетарий √ это две разные разницы, как говорят в Одессе. И
пусть внешний, ╚классический╩ вид и местоположение сохранены (а история
Московского Планетария берет свое начало в далеком
═════════ Особенно
важно подчеркнуть социальную роль этого события (открытия Московского
Планетария) в научной и культурной жизни страны. В нынешнюю эпоху воинствующего
антиинтеллектуализма, экспоненциального роста научного невежества и тенденций
средневекового мракобесия, в эпоху все растущего ╚позитивистского╩
пренебрежения проблемами философии и социологии науки со стороны самого
элитарного научного сообщества, в эпоху, когда мы вынуждены признать, что
╚большинство граждан остаются отчужденными от науки и весьма немногие понимают,
что представляет собой наука как процесс┘ наука до сих пор не стала частью
культурного поля, а задачи, поставленные перед работающими учеными, не знакомы
широкой публике╩[1], значение популяризации науки
трудно переоценить. Поэтому отнюдь не случайно, что новый Планетарий теперь
гордо именуется Центром популяризации
естественно-научных знаний. Пожалуй, это храм не только и не столько
собственно науки, сколько популяризации науки √ место, где наше
подрастающее поколение (прежде всего, речь о них) сумеет приобщиться к
удивительной и зачаровывающей атмосфере научного поиска, непреодолимого
стремления к истине[2], познакомиться с рядом
величайших интеллектуальных прорывов в истории человечества, с волшебным миром
одной из самых (если не самой) философских наук √ астрономии. Весьма
примечательно в этой связи, что астрономия √ единственная из естественных наук,
имеющая своего покровителя (точнее, покровительницу) среди муз. Речь, конечно
же, идет о дочери Зевса и Мнемосины музе Урании, в честь которой в Планетарии
назван блестяще оборудованный музей.
Таким образом, сейчас Планетарий
√ это не только, собственно, зал, где ╚в темноте по куполу бегают звездочки╩
(так называемый Звездный Зал). Это настоящий ╚досуговый центр╩, комплекс
╚интеллектуальных аттракционов╩ √ музеев (Урания и Лунариум), специально
оборудованных площадок (в том числе Обсерватории), уникальных зрительных залов┘
В полном соответствии с ╚духом эпохи╩ многие экспонаты музеев и выставок
(прежде всего, Лунариума) представляют собой ╚интерактивные тренажеры╩. Здесь
можно создать свое облачко, потрогать настоящий метеорит, узнать свой вес на
других планетах, постоять рядом с ╚почти настоящим╩ средневековым звездочетом,
увидеть мини-Стоунхендж и многое-многое другое. В полном соответствии с
подлинно отвечающими духу нашего времени педагогическими технологиями экспонаты
Планетария знакомят посетителей с чарующим миром серьезной науки через ╚игру╩, увлекая
и развлекая (конечно, сохраняя высокий интеллектуальный градус таких ╚игр╩).
Иными словами, воплощая в себе сам основной принцип популяризации науки как
таковой.
═════════ Ясно,
какую громадную работу пришлось провести сотрудникам Планетария, готовя его к
открытию. Несколько последних месяцев работали они без выходных, чтобы успеть
распахнуть двери этого святилища науки для москвичей и гостей столицы еще до
летних каникул.
═════════ Особое
внимание было уделено подготовке бригады экскурсоводов √ специалистов-астрономов,
призванных помочь посетителям разобраться во всем богатстве и содержании
экспозиций обновленного Планетария. Для этого еще осенью
═════════ Официальное
открытие Планетария состоялось 12 июня, в День России. Правда, еще в
течение предыдущей недели посетить Планетарий могли √ по персональным
приглашениям √ члены организаций, оказавших помощь при его реконструкции. На
них, собственно, и проводилась ╚последняя обкатка╩.
═════════ Ажиотаж
среди московской интеллигенции вокруг ╚возвращения Планетария╩ превысил все
ожидания. В выходные дни к кассам обновленного Планетария √ невзирая на погоду
√ выстраиваются многочасовые очереди. Значительную часть посетителей
составляют, что отрадно, дети √ те самые маленькие граждане, на плечи которых
совсем скоро ляжет ответственность за возрождение наших славных
интеллектуальных традиций. Для работников Планетария, ученых, популяризаторов
науки горящие интересом и пытливостью глаза этих детей √ высшая награда за
свой, поверьте, очень нелегкий труд. Эта растущая с каждым днем популярность
╚нового старого╩ Планетария, эти горящие глаза посетителей означают, что
несмотря ни на что √ от весьма кусачих цен (стоимость билета для взрослых
составляет 400 рублей) до откровенно враждебной науке социальной политики,
проводимой властью вот уже два десятилетия, √ тяга к ╚разумному, доброму,
вечному╩ в наших людях жива. А это значит, что не все потеряно!
Н.А. Горыня
Старший
научный сотрудник
Института
астрономии РАН,
экскурсовод
Московского планетария
***********************************************************
***********************************************************
Из
Протокола заседания Правления АстрО
от 20
мая
А.М.Черепащук. ╚Об астрономическом образовании
в России╩
А.М.Черепащук
Я вхожу в состав Комиссии по
мониторингу реформы образования в 10√11 классах школы. Прошло 5 заседаний. Суть
проводимой реформы ≈ оставить в выпускных классах четыре обязательных предмета:
ОБЖ, Россия в мире, физкультура, образовательный проект. Остальные предметы по
выбору. Основной подход ≈ принципы не обсуждать.
В последнее время в состав
обязательных предметов добавили русский язык и литературу, математику. Эта
реформа ≈ безумие! Где корни?
Комиссия ничего менять не может.
Задача комиссии ≈ объяснить обществу насколько хороша реформа.
В СССР было 19 обязательных
предметов. Во Франции ≈ 18 предметов.
В комиссии в основном бывшие
сотрудники российского и московского министерств образования. Они считают, что
школьники в 9 классе уже могут выбрать дисциплины, которые будут им нужны при
получении дальнейшего образования. Мне═
приходится дискутировать с остальными 22 членам комиссии. Удалось
пробить астрономию, как предмет по выбору в 10 и 11 классах. Один час в неделю
в течение двух лет. Есть решение Отделения общей физики и астрономии РАН,
поддерживающее деятельность А.М.Черепащука в комиссии.
РАО подготовила альтернативный
стандарт.
Проблема с сельскими школами:
мало учеников, выбор курсов. Выход, предлагаемый министерством, ≈ закрыть малые
сельские школы, а школьников перевести в крупные.
Истоки этой реформы описаны в статье ╚Серые кардиналы образования╩, опубликованной
в газете ╚Совершенно секретно╩. В
Н.Н.Самусь
Какие перемены в вузовском
образовании?
А.М.Черепащук
Сохраняется специальность
╚Астрономия╩. В МГУ набор 20 человек.
Недавно состоялась встреча Ректора
МГУ В.А.Садовничего с министром образования Италии на которую были приглашены
деканы факультетов и директора институтов. В Италии собираются отказываться от
системы бакалавр√магистр.
В.Н.Обридко
═══════════ Что-нибудь
изменится с ЕГЭ?
А.М.Черепащук
═══════════ В МГУ
дополнительно к ЕГЭ абитуриенты должны сдавать один профильный экзамен.
Содоклад
А.В.Барабанова
А.В.Барабанов
═══════════ На
состоявшемся сегодня заседании совета Министерства образования и науки по ФГОС
были представлены проекты стандартов по специальностям ╚Фундаментальная и
прикладная физика╩, ╚Фундаментальная и прикладная биология╩ и др. Рассмотрение
стандартов отложено. Нужна их экспертиза. Надо решить юридический вопрос, что
сделать сначала: утвердить проекты стандартов или внести изменения в список
специальностей.
═══════════ Может
быть, особый статус МГУ и СПбГУ даст возможность расширить список
специальностей. У федеральных и национальных исследовательских университетов
таких прав нет.
═══════════ На
подписи у В.А.Садовничего находится приказ о создании рабочей группы по
образовательным стандартам высшей школы.
М.И.Рябов
═══════════ Кто
будет учиться в университетах при такой школе?
Н.Н.Самусь
═══════════ Вопрос в
том, как будут учиться?
Решение.
═══════════ Принять
информацию к сведению. Одобрить деятельность А.М.Черепащука в комиссии по
реформированию школьного образования. Одобрить деятельность А.В.Барабанова.
Правление АстрО выражает глубокую озабоченность процессами, происходящими в
среднем и высшем российском образовании.
***********************************************************************
***********************************************************************
Современное
состояние астрономического образования
в
Российской═ Федерации
Российская система образования
включает общеобразовательные и профессиональные основные образовательные программы и сеть образовательных учреждений и научных организаций,
осуществляющих подготовку обучающихся по основным образовательным программам.
К
основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Основные
профессиональные программы реализуются по уровням:
начального
профессионального образования;
среднего
профессионального образования;
высшего
профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки
специалиста и программы магистратуры);
послевузовского
профессионального образования.
С
учетом потребностей и возможностей личности обучающимся предоставлено право
осваивать образовательные программы в очной, очно-заочной (вечерней), заочной,
в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается также и
сочетание различных форм получения образования. Хотя, для определенных
образовательных программ, в основном профессионального образования, в том числе
для высшего профессионального образования по специальности ╚Астрономия╩,
существуют ограничения их реализации в форме экстерната, заочной или очно-заочной
формах.
Для
формирования и сохранения единства образовательного пространства, а также
преемственности уровней образования в стране на уровне федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции государственной политики в сфере
образования √ Министерством образования и науки Российской Федерации, устанавливаются
федеральные государственные
образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования.
Федеральные
государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при
реализации основных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Это
требования относятся к:
структуре
основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей
основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса;
условиям
реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
результатам
освоения основных образовательных программ.
Основные
общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федеральных
государственных образовательных стандартов соответствующих уровней и включают содержательные части
образовательного процесса - ═учебный план, рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
качество подготовки обучающихся.
Сеть
образовательных учреждений в нашей стране состоит из государственных и муниципальных образовательных учреждений, а
также═ негосударственных (частных
учреждений, в том числе учреждений общественных объединений и религиозных
организаций).
Государственные
и муниципальные образовательные учреждения финансируются из соответствующих бюджетов на
реализацию бесплатного образования всех уровней, правом на которое обладают
граждане Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законодательством
в сфере образования, а также могут предоставлять платные образовательные
услуги.
Гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях. При этом основное общее образование является обязательным.
Каждый вправе на конкурсной
основе бесплатно получить высшее образование в государственном или
муниципальном образовательном учреждении.
Негосударственные
образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на платной основе.
Право на образовательную
деятельность образовательные учреждения и научные организации получают при
прохождении процедуры лицензирования, порядок которой утверждается Правительством
Российской Федерации.
Еще
одна важная процедура для обеспечения единства образовательного пространства и
общих прав обучающихся (отсрочка от воинской обязанности, получение документов
государственного образца) это - государственная аккредитация.
Государственная
аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и
видов
(за исключением дошкольных образовательных учреждений) с целью подтверждения
соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым
образовательным учреждением, федеральным
государственным образовательным стандартам или федеральным государственным
требованиям.
В
образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение
указанных образовательных программ завершается обязательной государственной
(итоговой) аттестацией обучающихся.
Государственная
(итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего
(полного) общего образования, проводится в форме единого государственного
экзамена, результаты которого используются также в качестве вступительных
испытаний при поступлении на конкурсной основе в образовательные учреждения
среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
Итак,
в современной системе нашего образования основными, определяющими его
содержание документами являются федеральные государственные образовательные
стандарты, поэтому для определения, где и как предусмотрено получение
астрономических знаний √ необходимо проанализировать ФГОС. Начнем со школьного
образования.
II. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Общее
образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням
образовательных программ: начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы)
и среднее (полное) общее образование (10-11 классы).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. ╧ 373
(с изменениями приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. ╧ 1241), и с 1 сентября 2011
года обучение с 1 класса начинается уже в соответствии с требованиями этого
ФГОС на основе разработанной примерной основной образовательной программы.
В числе
обязательных предметных областей в этом ФГОС имеется ╚Обществознание
и естествознание (Окружающий
мир)╩, а основные задачи реализации содержания сформулированы как ╚Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем╩.
В рамках этой предметной области
возможно ознакомление школьников с самыми общими представлениями о природе,
включая элементарные знания об астрономических явлениях и Вселенной.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования утверждён приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. ╧ 1897. В этом стандарте
обозначена обязательная предметная область ╚Естественнонаучные предметы╩ с
предметом ╚Физика╩.
В данном месте надо обратить внимание, что как было упомянуто
выше, только этот уровень основного
общего образования является обязательным для всех наших российских граждан,
то есть последующее образование √ в старших классах, сузах, вузах √ это уже
добровольное право. Значит именно тут для формирования современного
мировоззрения надо обеспечить хотя бы общие, но современные представления
граждан 21 века о планете, на которой они живут, солнечной системе, звездах и
галактиках, происхождении и эволюции Вселенной.
Вместе с тем в тексте ФГОС читаем:
╚Предметные результаты изучения предметной области ╚Естественнонаучные
предметы╩ должны отражать:
Физика:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для
развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения
как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов
физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение
основных идей механики, атомномолекулярного учения о строении вещества,
элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения
физических явлений, про ведения опытов, простых экспериментальных исследований,
прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;╩.
На
этом все физическое мировоззрение закончено, поскольку далее в этом разделе
идут уже не ╚знаниевые╩ формулировки, а следующие обязательные
естественнонаучные предметы √ биология и химия.
Отсюда
естественный вывод, что федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования не содержит═
формулировок об обязательности овладения ученикам 5-9 классов нашей
отечественной современной школы основами современных астрономических знаний.
Министерством
образования и науки Российской Федерации планируется обязательное введение в
школьную жизнь этого стандарта с 2015 года, а по инициативе школ по мере их
готовности его можно применять уже начиная с 2012 года.
3.
В отношении старшей школы - среднего (полного) общего образования в настоящее
время (10-11 классы), всем известно, что еще
в советское время и в ╚новой России╩ вплоть до 2004 года астрономия
преподавалась в виде отдельного обязательного предмета в старшем классе в
объеме одного урока в неделю. Можно вспоминать и рассуждать об интересах
школьников к этим урокам, квалификации преподавателей и качестве преподавания,
но об этой стороне школьного астрономического образования достаточно публикаций
и в наши дни, в том числе в Интернете √ наша задача современное состояние, а
оно таково.
Приказом
бывшего Минобразования России от 9 марта
╚Принципы
построения федерального базисного учебного плана для X - XI классов основаны на
идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента
государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные
предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения
и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном
уровне.╩
╚Обязательными
базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русский═ язык", "Литература",
"Иностранный язык", "Математика", "История",
"Физическая культура", "Основы безопасности
жизнедеятельности", а также интегрированные учебные предметы
"Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание".
Остальные
базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные
общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента
повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля
обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология"
являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле┘╩.
При
этом объем учебной нагрузки за два года предмета по выбору ╚Физика╩ составляет
на базовом уровне 140 часов и на профильном уровне √ 350 часов!!!
А.В.Барабанов
(МГУ)
***********************************************************************
***********************************************************************
Из
Протокола заседания Правления АстрО
от 20
мая
Н.Г.Бочкарев. ╚О ситуации с журналом
Astronomical and Astrophysical Transactions╩
Н.Г.Бочкарев
═══════════ В
═══════════ В
портфеле редакции есть материал до конца года: статьи, труды прошлогодней
конференции, большой обзор по активным ядрам галактик на 55 страниц. Будем
набирать материал на следующий год.
Отправлены для опубликования
материалы из ╚портфеля редакции╩. Начат сбор материалов для следующих номеров.
Сайты журнала:
Решение.
═══════════ Принять
к сведению. Одобрить деятельность Н.Г.Бочкарева.
***********************************************************************
Внимание!
Электронная
версия 1 выпуска 27 тома Astronomical and Astrophysical Transactions доступна на сайте
журнала по адресам:
и
Там же можно ознакомиться с правилами для
авторов и с информацией о подписке на журнал.
С вопросами можно обращаться по адресам:
boch@sai.msu.ru √ Н.Г.Бочкарев
vera@sai.msu.ru √ В.П.Архипова