А С Т Р О К У Р Ь Е Р

21 июня══ 2011 г.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫПУСК

Информационное издание

Международного Астрономического Общества

Выходит с 1996 года

АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН √ НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

************************************************************

Выпуск готовили:

Главный Редактор: М.И.Рябов:, ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru

Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман. eaas@sai.msu.ru

___________________________________________________

⌠АСТРОКУРЬЕР■ в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html

http://www.chat.ru/~astrocourier

http://www.prao.ru

m83_vlt**********************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

═══════════════ ═════════════С ДНЕМ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ √

═════════════ ═══════════НАЧАЛОМ АСТРОНОМИЧЕСКОГО ЛЕТА

═════════════════════════ ИОТКРЫТИЕММОСКОВСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ!

H:\Astrocurier\solstice.jpg

****************************************************************

Вниманию организаций!

Просьба поместить эту информацию на доске объявлений!

*****************************************************************

*************************************************************

══════════════════════════════════ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ВЫПУСКА

Обращение к читателям

17 ЛЕТ СПУСТЯ √ ОТКРЫТИЕ ПЛАНЕТАРИЯ В МОСКВЕ!

- Из Протокола заседания Правления АстрО от 20 мая 2011 г.

- Предстоящее открытие Московского Планетария

- О стандартах образования в России (А.М.Черепащук и А.В.Барабанов)

Современное состояние астрономического образования

в Российской Федерации

- О выходе электронной версии 1 выпуска 27 тома Astronomical and Astrophysical Transactions.

**********************************************************

Подробная информация о предстоящих конференциях

в выпусках и на Доске Объявлений ╚Астрокурьера╩:

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html

 

════════════════════════════════ Уважаемые коллеги!

21 ИЮНЯ √ День Летнего Солнцестояния и начала Астрономического лета. Поздравляем наших читателей с этим настоящим всенародным и всемирным праздником! Ни при каком политическом устройстве отменить этот праздник невозможно. Гораздо сложнее обстоит дело с астрономическим образованием, а последнее время √ с образованием вообще.

Замечательным событием последних дней стало открытие 12 июня после 17 лет забвения Московского Планетария.

Такое событие важно не только для москвичей , но и для всей России и ее ближайшего окружения. Оказывается можно при наличии соответствующего понимания властей возрождать Планетарии!

Особенно важно,что в деле Возрождения Планетария как образовательного центра большая заслуга московских астрономов и в первую очередь ГАИШ использующего все свои ресурсы для поддержки его работы.

Материалы этого выпуска целиком посвящены этому знаменательному событию и проблемам образования. Они же были основной темой заседания Правления АстрО, которое проходило в ГАИШ 20 мая этого года.

Пример Москвы и московских астрономов должен стать образцом для больших и малых городов на всем пространстве СНГ. Крайне желательно посещение Планетария теми от кого зависит быть или не быть астрономическому образованию в школах России. Нам представляется, что его роль в этом вопросе может стать определяющей.

В последующих наших выпусках будут представлены материалы о других событиях, юбилеях, конференциях и о многом другом, что волнует астрономическое сообщество.

В начале июля центр астрономической жизни будет находиться в Санкт-Петербурге, где пройдет Европейская астрономическая неделя JENAM-2011. Желаем ее организаторам и участникам успешной и плодотворной работы!

 

Главный Редактор

М.И.Рябов

*********************************************************

*********************************************************

Из Протокола заседания Правления АстрО

от 20 мая 2011 г.

 

А.М.Черепащук. ╚О предстоящем открытии Московского планетария╩

А.М.Черепащук

Три года назад создан Ученый совет Московского планетария. В.А.Садовничий стал председателем Ученого совета. В мае 2008 г. состоялось учредительное заседание Ученого совета, на котором А.М.Черепащук был избран заместителем председателя. В состав Ученого совета входят академики РАН, космонавты, члены Правительства Москвы. Проведено 9 заседаний Ученого совета: 8 рабочих и одно итоговое. Девятый Ученый совет состоялся в марте 2011 г. в преддверии научного открытия планетария, которое состоялось 12 апреля 2011 г.

Закуплен современный и лучший в мире аппарат-планетарий производства фирмы Цейсс (сейчас у нее сменилось название). Подготовлены экспозиции музеев и интерактивных моделей. Подготовлена астроплощадка.

В настоящее время руководит планетарием Наталья Витальевна Артюхина. Ранее она занималась завершением строительства от имени управляющей компании "Покровские Ворота", которой руководит Николай Геннадиевич Бордунов .

В планетарии работают выпускники ГАИШ. В ГАИШ работает школа подготовки лекторов. Занятия проводят А.В.Засов и В.Г.Сурдин. Слушатели ≈ в основном студенты и аспиранты ГАИШ, но приходят и из других вузов. Окончательное открытие планетария состоится 12 июня 2011 г. Ожидается, что ежедневное число посетителей составит несколько тысяч человек. Стоимость билета составит 510 руб. В эту стоимость входит однократное посещение лекции в звездном зале и и неограниченное пребывание в музеях планетария в течение дня. Предполагается, что для школ и организаций буду продавать абонементы со скидкой.

С 1 сентября 2011 г. начнется цикл лекций ╚Трибуна ученого╩ ≈ по одной лекции в неделю.

 

М.И.Рябов

Есть ли гарантии, что новое руководство планетария не превратит его в развлекательное учреждение?

А.М.Черепащук

Гарантий пока нет, но будет приниматься новый Устав планетария, в котором будет статья, препятствующая этому.

 

А.В.Барабанов

Вопрос о финансировании планетария.

А.М.Черепащук

Планетарий будет на хозрасчете с нулевой прибылью.

 

Н.Г.Бочкарев

По закону г. Москвы 4 млрд. рублей, вложенные в планетарий, должны быть окуплены не менее, чем через 25 лет.

 

Решение.

Принять к сведению. Одобрить деятельность представителей АстрО в Ученом совете планетария.

*********************************************************

 

 

Московский Планетарий √ ОТКРЫТ!!!

 

В настоящее время астрономиякак-то забыта,

но она воспрянет, если ею займется государство.

Всякому ясно, что она заставляет душу

взирать ввысь и ведет ее туда.

 

Платон. Государство, VII книга.

 

══════════════ Скептики уже не верили в то, что это когда-либо произойдёт. Но это все-таки свершилось! После 17 (прописью: семнадцати) лет ╚хронического ремонта╩ и унизительного забвения в Москве вновь открылся Планетарий. За эти лихие годы ╚становления демократии╩, ╚всеобщей либерализации╩ и повального наступления на науку, образование, рациональную культуру в целом успело вырасти целое поколение людей, лишенных возможности совершить ╚причащение╩ в этом храме науки.

═════════ Конечно, новый и старый Планетарий √ это две разные разницы, как говорят в Одессе. И пусть внешний, ╚классический╩ вид и местоположение сохранены (а история Московского Планетария берет свое начало в далеком 1929 г.) √ ╚начинка╩ обновленного Планетария преобразилась до неузнаваемости. Нынешний Планетарий спроектирован и оборудован по последнему слову науки и ╚нанотехники╩. Один 4D-кинотеатр с динамическими креслами чего стоит! Да и общая ╚полезная площадь╩ музея выросла почти в 6 раз √ с 3 до 17 тысяч кв.м., да и здание подросло на 6 метров. В реконструкции Московского Планетария принимали участие лучшие специалисты, активно использовался передовой опыт ведущих научных держав мира, закупалась самая современная техника.

═════════ Особенно важно подчеркнуть социальную роль этого события (открытия Московского Планетария) в научной и культурной жизни страны. В нынешнюю эпоху воинствующего антиинтеллектуализма, экспоненциального роста научного невежества и тенденций средневекового мракобесия, в эпоху все растущего ╚позитивистского╩ пренебрежения проблемами философии и социологии науки со стороны самого элитарного научного сообщества, в эпоху, когда мы вынуждены признать, что ╚большинство граждан остаются отчужденными от науки и весьма немногие понимают, что представляет собой наука как процесс┘ наука до сих пор не стала частью культурного поля, а задачи, поставленные перед работающими учеными, не знакомы широкой публике╩[1], значение популяризации науки трудно переоценить. Поэтому отнюдь не случайно, что новый Планетарий теперь гордо именуется Центром популяризации естественно-научных знаний. Пожалуй, это храм не только и не столько собственно науки, сколько популяризации науки √ место, где наше подрастающее поколение (прежде всего, речь о них) сумеет приобщиться к удивительной и зачаровывающей атмосфере научного поиска, непреодолимого стремления к истине[2], познакомиться с рядом величайших интеллектуальных прорывов в истории человечества, с волшебным миром одной из самых (если не самой) философских наук √ астрономии. Весьма примечательно в этой связи, что астрономия √ единственная из естественных наук, имеющая своего покровителя (точнее, покровительницу) среди муз. Речь, конечно же, идет о дочери Зевса и Мнемосины музе Урании, в честь которой в Планетарии назван блестяще оборудованный музей.

Таким образом, сейчас Планетарий √ это не только, собственно, зал, где ╚в темноте по куполу бегают звездочки╩ (так называемый Звездный Зал). Это настоящий ╚досуговый центр╩, комплекс ╚интеллектуальных аттракционов╩ √ музеев (Урания и Лунариум), специально оборудованных площадок (в том числе Обсерватории), уникальных зрительных залов┘ В полном соответствии с ╚духом эпохи╩ многие экспонаты музеев и выставок (прежде всего, Лунариума) представляют собой ╚интерактивные тренажеры╩. Здесь можно создать свое облачко, потрогать настоящий метеорит, узнать свой вес на других планетах, постоять рядом с ╚почти настоящим╩ средневековым звездочетом, увидеть мини-Стоунхендж и многое-многое другое. В полном соответствии с подлинно отвечающими духу нашего времени педагогическими технологиями экспонаты Планетария знакомят посетителей с чарующим миром серьезной науки через ╚игру╩, увлекая и развлекая (конечно, сохраняя высокий интеллектуальный градус таких ╚игр╩). Иными словами, воплощая в себе сам основной принцип популяризации науки как таковой.

 

═════════ Ясно, какую громадную работу пришлось провести сотрудникам Планетария, готовя его к открытию. Несколько последних месяцев работали они без выходных, чтобы успеть распахнуть двери этого святилища науки для москвичей и гостей столицы еще до летних каникул.

═════════ Особое внимание было уделено подготовке бригады экскурсоводов √ специалистов-астрономов, призванных помочь посетителям разобраться во всем богатстве и содержании экспозиций обновленного Планетария. Для этого еще осенью 2010 г. в ГАИШ при МГУ им. М.В. Ломоносова был брошен клич: ╚Наука зовет!╩. Для откликнувшихся √ а ими были, прежде всего, студенты старших курсов астрономического отделения физического факультета √ были организованы специальные курсы подготовки. Лекции для будущих экскурсоводов читали, в частности, известные ученые и истинные популяризаторы астрономии В. Сурдин и А. Засов. Впоследствии место проведения занятий было перенесено непосредственно в сам Планетарий.

═════════ Официальное открытие Планетария состоялось 12 июня, в День России. Правда, еще в течение предыдущей недели посетить Планетарий могли √ по персональным приглашениям √ члены организаций, оказавших помощь при его реконструкции. На них, собственно, и проводилась ╚последняя обкатка╩.

═════════ Ажиотаж среди московской интеллигенции вокруг ╚возвращения Планетария╩ превысил все ожидания. В выходные дни к кассам обновленного Планетария √ невзирая на погоду √ выстраиваются многочасовые очереди. Значительную часть посетителей составляют, что отрадно, дети √ те самые маленькие граждане, на плечи которых совсем скоро ляжет ответственность за возрождение наших славных интеллектуальных традиций. Для работников Планетария, ученых, популяризаторов науки горящие интересом и пытливостью глаза этих детей √ высшая награда за свой, поверьте, очень нелегкий труд. Эта растущая с каждым днем популярность ╚нового старого╩ Планетария, эти горящие глаза посетителей означают, что несмотря ни на что √ от весьма кусачих цен (стоимость билета для взрослых составляет 400 рублей) до откровенно враждебной науке социальной политики, проводимой властью вот уже два десятилетия, √ тяга к ╚разумному, доброму, вечному╩ в наших людях жива. А это значит, что не все потеряно!

 

Н.А. Горыня

Старший научный сотрудник

Института астрономии РАН,

экскурсовод Московского планетария

 

 

***********************************************************

***********************************************************

 

Из Протокола заседания Правления АстрО

от 20 мая 2011 г.

 

А.М.Черепащук. ╚Об астрономическом образовании в России╩

А.М.Черепащук

Я вхожу в состав Комиссии по мониторингу реформы образования в 10√11 классах школы. Прошло 5 заседаний. Суть проводимой реформы ≈ оставить в выпускных классах четыре обязательных предмета: ОБЖ, Россия в мире, физкультура, образовательный проект. Остальные предметы по выбору. Основной подход ≈ принципы не обсуждать.

В последнее время в состав обязательных предметов добавили русский язык и литературу, математику. Эта реформа ≈ безумие! Где корни?

Комиссия ничего менять не может. Задача комиссии ≈ объяснить обществу насколько хороша реформа.

В СССР было 19 обязательных предметов. Во Франции ≈ 18 предметов.

В комиссии в основном бывшие сотрудники российского и московского министерств образования. Они считают, что школьники в 9 классе уже могут выбрать дисциплины, которые будут им нужны при получении дальнейшего образования. Мнеприходится дискутировать с остальными 22 членам комиссии. Удалось пробить астрономию, как предмет по выбору в 10 и 11 классах. Один час в неделю в течение двух лет. Есть решение Отделения общей физики и астрономии РАН, поддерживающее деятельность А.М.Черепащука в комиссии.

РАО подготовила альтернативный стандарт.

Проблема с сельскими школами: мало учеников, выбор курсов. Выход, предлагаемый министерством, ≈ закрыть малые сельские школы, а школьников перевести в крупные.

Истоки этой реформы описаны в статье ╚Серые кардиналы образования╩, опубликованной в газете ╚Совершенно секретно╩. В 1997 г. Всемирный банк выдал России кредит на 200 млн. долларов на реформирование образования. Высшая школа экономики - главный двигатель этой реформы.

 

Н.Н.Самусь

Какие перемены в вузовском образовании?

А.М.Черепащук

Сохраняется специальность ╚Астрономия╩. В МГУ набор 20 человек.

Недавно состоялась встреча Ректора МГУ В.А.Садовничего с министром образования Италии на которую были приглашены деканы факультетов и директора институтов. В Италии собираются отказываться от системы бакалавр√магистр.

 

В.Н.Обридко

═══════════ Что-нибудь изменится с ЕГЭ?

А.М.Черепащук

═══════════ В МГУ дополнительно к ЕГЭ абитуриенты должны сдавать один профильный экзамен.

 

Содоклад А.В.Барабанова

 

А.В.Барабанов

═══════════ На состоявшемся сегодня заседании совета Министерства образования и науки по ФГОС были представлены проекты стандартов по специальностям ╚Фундаментальная и прикладная физика╩, ╚Фундаментальная и прикладная биология╩ и др. Рассмотрение стандартов отложено. Нужна их экспертиза. Надо решить юридический вопрос, что сделать сначала: утвердить проекты стандартов или внести изменения в список специальностей.

═══════════ Может быть, особый статус МГУ и СПбГУ даст возможность расширить список специальностей. У федеральных и национальных исследовательских университетов таких прав нет.

═══════════ На подписи у В.А.Садовничего находится приказ о создании рабочей группы по образовательным стандартам высшей школы.

 

М.И.Рябов

═══════════ Кто будет учиться в университетах при такой школе?

 

Н.Н.Самусь

═══════════ Вопрос в том, как будут учиться?

 

Решение.

═══════════ Принять информацию к сведению. Одобрить деятельность А.М.Черепащука в комиссии по реформированию школьного образования. Одобрить деятельность А.В.Барабанова. Правление АстрО выражает глубокую озабоченность процессами, происходящими в среднем и высшем российском образовании.

***********************************************************************

***********************************************************************

Современное состояние астрономического образования

в РоссийскойФедерации

 

I. ВВЕДЕНИЕ. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Российская система образования включает общеобразовательные и профессиональные основные образовательные программы и сеть образовательных учреждений и научных организаций, осуществляющих подготовку обучающихся по основным образовательным программам.

К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные программы реализуются по уровням:

начального профессионального образования;

среднего профессионального образования;

высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности обучающимся предоставлено право осваивать образовательные программы в очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается также и сочетание различных форм получения образования. Хотя, для определенных образовательных программ, в основном профессионального образования, в том числе для высшего профессионального образования по специальности ╚Астрономия╩, существуют ограничения их реализации в форме экстерната, заочной или очно-заочной формах.

Для формирования и сохранения единства образовательного пространства, а также преемственности уровней образования в стране на уровне федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции государственной политики в сфере образования √ Министерством образования и науки Российской Федерации, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и федеральные государственные требования.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Это требования относятся к:

структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

результатам освоения основных образовательных программ.

Основные общеобразовательные программы обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов соответствующих уровней и включают содержательные части образовательного процесса - учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

 

Сеть образовательных учреждений в нашей стране состоит из государственных и муниципальных образовательных учреждений, а такженегосударственных (частных учреждений, в том числе учреждений общественных объединений и религиозных организаций).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения финансируются из соответствующих бюджетов на реализацию бесплатного образования всех уровней, правом на которое обладают граждане Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законодательством в сфере образования, а также могут предоставлять платные образовательные услуги.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование является обязательным.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Негосударственные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на платной основе.

Право на образовательную деятельность образовательные учреждения и научные организации получают при прохождении процедуры лицензирования, порядок которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Еще одна важная процедура для обеспечения единства образовательного пространства и общих прав обучающихся (отсрочка от воинской обязанности, получение документов государственного образца) это - государственная аккредитация.

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений) с целью подтверждения соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, результаты которого используются также в качестве вступительных испытаний при поступлении на конкурсной основе в образовательные учреждения среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).

 

Итак, в современной системе нашего образования основными, определяющими его содержание документами являются федеральные государственные образовательные стандарты, поэтому для определения, где и как предусмотрено получение астрономических знаний √ необходимо проанализировать ФГОС. Начнем со школьного образования.

 

II. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

 

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее (полное) общее образование (10-11 классы).

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. ╧ 373 (с изменениями приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. ╧ 1241), и с 1 сентября 2011 года обучение с 1 класса начинается уже в соответствии с требованиями этого ФГОС на основе разработанной примерной основной образовательной программы.

В числе обязательных предметных областей в этом ФГОС имеется ╚Обществознание и естествознание (Окружающий мир)╩, а основные задачи реализации содержания сформулированы как ╚Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем╩.

В рамках этой предметной области возможно ознакомление школьников с самыми общими представлениями о природе, включая элементарные знания об астрономических явлениях и Вселенной.

 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. ╧ 1897. В этом стандарте обозначена обязательная предметная область ╚Естественнонаучные предметы╩ с предметом ╚Физика╩.

В данном месте надо обратить внимание, что как было упомянуто выше, только этот уровень основного общего образования является обязательным для всех наших российских граждан, то есть последующее образование √ в старших классах, сузах, вузах √ это уже добровольное право. Значит именно тут для формирования современного мировоззрения надо обеспечить хотя бы общие, но современные представления граждан 21 века о планете, на которой они живут, солнечной системе, звездах и галактиках, происхождении и эволюции Вселенной.

Вместе с тем в тексте ФГОС читаем:

╚Предметные результаты изучения предметной области ╚Естественнонаучные предметы╩ должны отражать:

Физика:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомномолекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, про ведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;╩.

На этом все физическое мировоззрение закончено, поскольку далее в этом разделе идут уже не ╚знаниевые╩ формулировки, а следующие обязательные естественнонаучные предметы √ биология и химия.

Отсюда естественный вывод, что федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования не содержитформулировок об обязательности овладения ученикам 5-9 классов нашей отечественной современной школы основами современных астрономических знаний.

Министерством образования и науки Российской Федерации планируется обязательное введение в школьную жизнь этого стандарта с 2015 года, а по инициативе школ по мере их готовности его можно применять уже начиная с 2012 года.

 

3. В отношении старшей школы - среднего (полного) общего образования в настоящее время (10-11 классы), всем известно, что еще в советское время и в ╚новой России╩ вплоть до 2004 года астрономия преподавалась в виде отдельного обязательного предмета в старшем классе в объеме одного урока в неделю. Можно вспоминать и рассуждать об интересах школьников к этим урокам, квалификации преподавателей и качестве преподавания, но об этой стороне школьного астрономического образования достаточно публикаций и в наши дни, в том числе в Интернете √ наша задача современное состояние, а оно таково.

Приказом бывшего Минобразования России от 9 марта 2004 г. ╧ 1312 утверждены ╚Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования╩, в которые в дальнейшем приказами Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. ╧ 241 и от 30 августа2010 г. ╧ 889 были внесены изменения. В этих документах содержатся следующие формулировки.

╚Принципы построения федерального базисного учебного плана для X - XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.╩

╚Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: "Русскийязык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание".

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле┘╩.

При этом объем учебной нагрузки за два года предмета по выбору ╚Физика╩ составляет на базовом уровне 140 часов и на профильном уровне √ 350 часов!!!

 

А.В.Барабанов (МГУ)

 

***********************************************************************

***********************************************************************

Из Протокола заседания Правления АстрО

от 20 мая 2011 г.

Н.Г.Бочкарев. ╚О ситуации с журналом Astronomical and Astrophysical Transactions╩

 

Н.Г.Бочкарев

═══════════ В 2010 г. подписан договор с издательством Cambridge Scientific Publications на издание журнала ╚Astronomical and Astrophysical Transactions╩. Медленный процесс подготовки первого выпуска завершен. У издательства были проблемы с LaTeXом. Первый выпуск должен выйти в этом месяце. Стоимость подписки на электронный вариант ≈ 700 евро за том. Для стран бывшего СССР и Сербии ≈ 500 долларов за том. Один том в год, объем 800 страниц. Стоимость подписки на бумажный вариант (включая и электронный) ≈ 1300 евро за том (один бумажный том за весь год). Возможны скидки для стран бывшего СССР и Сербии, но их надо согласовывать.

═══════════ В портфеле редакции есть материал до конца года: статьи, труды прошлогодней конференции, большой обзор по активным ядрам галактик на 55 страниц. Будем набирать материал на следующий год.

Отправлены для опубликования материалы из ╚портфеля редакции╩. Начат сбор материалов для следующих номеров. Сайты журнала:

http://www.aaptr.net/

http://www.aaptr.com/

 

Решение.

═══════════ Принять к сведению. Одобрить деятельность Н.Г.Бочкарева.

***********************************************************************

Внимание!

Электронная версия 1 выпуска 27 тома Astronomical and Astrophysical Transactions доступна на сайте журнала по адресам:

http://www.aaptr.net

и

http://www.aaptr.com

Там же можно ознакомиться с правилами для авторов и с информацией о подписке на журнал.

С вопросами можно обращаться по адресам:

boch@sai.msu.ru √ Н.Г.Бочкарев

vera@sai.msu.ru √ В.П.Архипова

 



[1] Т. Феррис. Несколько слов о популяризации науки. // Будущее пространства-времени / Стивен Хокинг и др. √ СПб., 2009. √ С. 177-197.

[2] А ведь еще Аристотель в IV в. до н.э. писал, что ╚все люди от природы стремятся к знанию╩.