А С Т Р О К У Р Ь Е Р

╧ 1══ Январь ════2017г.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫПУСК

Per aspera ad astra

Информационное издание

Международного Астрономического Общества

21 годвыпуска

Выходит с января 1996 года

* АСТРОНОМЫ ВСЕХ СТРАН √ НЕ РАЗЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

************************************************************

Выпуск готовили:

Главный Редактор: М.И.Рябов<ryabov-uran@ukr.net, mir-astro@mail.ru>

Секретарь Редакции: В.Л.Штаерман<eaas@sai.msu.ru>

___________________________________________________

⌠АСТРОКУРЬЕР■ в ИНТЕРНЕТЕ по адресу:

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/index.html 

*********************************************************

http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/astrocourier/050516.files/image001.jpg

 

*********************************************************************

Цитаты выпуска:

 

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Сократ═══ (V век до н.э.)════════════════════════════════════

*************************************************************************************************

╚ Самое важное предсказание, сделанное научной фантастикой √ это то, что будущее обязательно будет╩.

Роберт Сойер (канадский писатель-фантаст)

***************************************************************

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА:

Обращение к читателям

ХРОНИКА СОБЫТИЙ:

У харьковских астрономов появился собственный университетский корпус

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ: ╚УСПЕХИ РОССИЙСКОЙ АСТРОФИЗИКИ 2016:ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ.

Минобразование Украины предполагает исключить из обязательной программы физику, химию и другие точные науки.

Из письма МОН от Украинской астрономической ассоциации

Завершилась работа II Зимней школы юного астронома

Welcome to EWASS 2017 !

European Week of Astronomy and Space Science
26 √ 30 June 2017

Faculty of Law, Charles University,
Prague, Czech Republic

 

НОВОСТИ АРМЯНСКОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

АНОНС ЯНВАРСКОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА ╚ВСЕЛЕННАЯ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ╩.

(Научная фантастика: ╚замочная скважина╩ в завтрашний день.)

ЮБИЛЕЙ ЛЮДМИЛЫ ПАВЛОВНЫ ГРИБКО

 

ЮБИЛЕИ НАУКИ:

 

**************************************************************************

Специальный выпуск ╚Астрокурьера╩:

Ситуация вокруг Пулковской обсерватории:

- Обращение в АстрО Рабочей группы по астроклимату ГАО РАН

- письмо АстрО в защиту Пулковской обсерватории

- репортаж с митинга в Санкт-Петербурге

- письмо-обращение к участникам митинга от В.К.Абалакина

- петиция в поддержку защиты охранной зоны Пулковской обсерватории. http://www.change.org/p/saveastro

- видеофильм ╚Спасти Пулковскую обсерваторию╩

https://www.change.org/p/сохраним-пулковскую-обсерваторию/u/19271501

**************************************************************************

 

******************************************************

═══════════════ МЕМОРИАЛ

ПАМЯТИ ВЕРЫ РУБИН

ПАМЯТИ РОМАНА ЛЕОНИДОВИЧА СОРОЧЕНКО

******************************************************************

**************************************************************************

Обращение к читателям

Дорогие коллеги!

Наступивший 2017 год стартовал многими яркими положительными событиями в астрономической жизни. Некоторые из них берут начало в уже ушедшем в историю 2016 году. Но вместе с тем имеют место и настораживающие, совершенно неприемлемые тенденции, которым необходимо противостоять.

Безусловно отрадным стало открытие учебного и научного астрономического корпуса в Харьковском национальном университете им.В.Н.Каразина.

Поздравляем наших коллег в Харькове с существенным улучшением условий их работы и преподавания!

Плодотворной была работа проходившей в ГАИШ МГУ конференции ╚Успехи российской астрофизики 2016: теория и эксперимент╩, которая становится уже традиционной. Столь же успешной была и II Зимняя школа юного астронома, которая прошла в январе.

Правление АстрО и Редколлегия поздравляют сотрудницу ГАИШ и члена АстрО Людмилу Павловну ГРИБКО с юбилеем и желают ей здоровья и творческих успехов!

Безусловно, тревожными стали события, связанные с застройкой охранной зоны Пулковской обсерватории. Сохранение возможностей для работы обсерваторий является основой развития отечественной науки и образования. Закрытие обсерваторий в Западной Европе под предлогом необходимости вложения средств в крупные проекты ни к чему хорошему не приводит. Исчезает база подготовки студентов и аспирантов, которые вряд ли смогут в перерывах между лекциями поехать на обсерватории в Чили или на Канарские острова!

Известные Редакции подробности событий, связанных с ситуацией вокруг Пулкова, представлены в Специальном прилагаемом выпуске.

Свое неприятие выразила астрономическая и научная общественность предлагаемому Министерством образования и науки Украины Проекту коренной ╚модернизации╩ преподавания естественнонаучных предметов в старших классах общеобразовательных школ. Невооруженным глазом видно и понятно, что подобный проект уничтожит естественнонаучное образование, а вместе с ним и всякую перспективу для школьников на последующую учебу в университетах и вузах и вообще какой-либо работы в сфере производства. Надеемся, что резко негативная реакция на этот проект позволит остановить его реализацию.

Редколлегия продолжает традицию представления крупных научных конференций, юбилеев в истории астрономии и новых изданий.

В этом выпуске информация о предстоящей конференции Европейского астрономического общества и произошедшем в конце 2016 года 470-летии со дня рождения Тихо Браге.

Представляем также очередной январский выпуск журнала ╚Вселенная. Пространство. Время╩, содержащий интересные статьи. В качестве его анонса в заголовке этого выпуска представлена цитата автора статьи ╚Научная фантастика: ╚замочная скважина╩ в завтрашний день╩ канадского писателя√фантаста Роберта Сойера. Так что если абстрагироваться от окружающих нас политических событий, с надеждой можно сказать, что мы живем в фантастическое время удивительных открытий и предстоящих технологических проектов. Именно в этом и залог нашего будущего.

Печальны и потери среди астрономов. В конце 2016 года ушла из жизни легендарная Вера Рубин, а в конце января известный радиоастроном Роман Леонидович Сороченко. Они прожили большую содержательную жизнь в астрономиии оставили свой неизгладимый след в ее истории и развитии.

Главный редактор ╚Астрокурьера╩,

Сопредседатель АстрО

М.И.Рябов

******************************************************************

У харьковских астрономов появился собственный университетский корпус

27 января 2017

Новое здание, где будет находиться НИИ астрономии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, открыли 27 января. Об этом сообщили в пресс-службе Харьковской облгосадминистрации.

╚Харьковские ученые ждали этого события 10 лет √ отметила председатель ХОГА Юлия Светличная во время торжественной церемонии открытия корпуса. - Солидарные усилия ученых, власти, общества и бизнеса позволили нам открыть двери современного здания, которое станет настоящим домом для харьковской астрономии!╩.

Юлия Светличная акцентировала внимание на том, что развитие образования и науки в регионе является одним из ключевых приоритетов работы областной власти.

╚Развитие образования и науки √ это путь в будущее. Мне приятно осознавать, что Харьковская область является флагманом в этой сфере и завоевывает лидерские позиции, имея прекрасную устойчивую базу. Мы уделяем внимание как молодым ученым, так и тем, кто уже состоялся в большой науке. Обращаем внимание на молодежь, которая еще со школьных лет готовит свои научные работы. Даем ей возможность проходить новые этапы развития и глубже познавать науку на базе высших учебных заведений╩, - отметила руководитель области╩.

Заведующий кафедрой астрономии НИИ астрономии ХНУ им. В.Н. Каразина Юрий Шкуратов сообщил, что в новом корпусе будет находиться НИИ, кафедра астрономии, будет проходить подготовка специалистов.

╚У нас около 40 студентов и 30 научных сотрудников. В нескольких небольших комнатах кафедры едва помещались наши сотрудники, студентам некуда было деться. Лекции читали в аудиториях: преподаватель давал информацию √ и все, контакта со студентами практически не было. А теперь ситуация будет совсем другой. Студенты смогут с самого первого курса включаться в научную работу, в научные исследования, общаться с учеными. Это очень полезно╩, - отметил Юрий Шкуратов.

Харьковская школа астрономии является самой мощной в Украине и одной из крупнейших в мире, отмечают ученые.

╚Украина известна в мире как астрономическое государство. Как это ни странно, но в нашей стране, возможно, наибольшее количество высококвалифицированных астрономов, известных в мире своими достижениями, - отметил директор Главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины Ярослав Яцкив, поздравляя коллег с праздником. - Астрономическая школа Харьковщины известна в мире в области исследования тел Солнечной системы - планет, астероидов, комет - различными методами. Эта школа основана известным астрономом Николаем Барабашовым. И сейчас харьковские специалисты продолжают занимать передовые позиции╩.

Во время торжественного мероприятия Юлия Светличная сообщила, что в ближайшей перспективе будет рассматриваться вопрос реконструкции Чугуевской наблюдательной станции НИИ астрономии ХНУ им. В.Н. Каразина.

***********************************************************************************

ИТОГИ КОНФЕРЕНЦИИ: ╚УСПЕХИ РОССИЙСКОЙ АСТРОФИЗИКИ 2016:ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ.

 

19 декабря в ГАИШ МГУ состоялась конференция ╚Успехи российской астрофизики 2016: теория и эксперимент╩.

Во вступительном слове директор ГАИШ академик А.М. Черепащук назвал 2016 год ╚потрясающим в смысле успехов╩.

Самый замечательный из них √ открытие гравитационных волн, причем от России именно ученые МГУ имени М.В.Ломоносова внесли большой вклад в это открытие:

1) В 1997г. Липунов В.М, Прохоров М.Е. и Постнов К.А. с помощью созданной Машины Сценариев (популяционный синтез двойных звезд, учитывающий всю наблюдательную информацию о релятивистских стадиях двойных звезд: радиопульсарах в двойных системах с разными типами компаньонов, рентгеновских пульсарах, кандидатах в черные дыры, миллисекундных радиопульсарах и т.д.) впервые показали, что первыми событиями на детекторах типа LIGO должны быть слияния двойных релятивистских систем, содержащих черные дыры.

2) Глобальная сеть телескопов-роботов МАСТЕР МГУ внесла решающий вклад в оптические наблюдения квадрата ошибок первого в истории гравитационно-волнового всплеска GW150914.

3) Сотрудники физического ф-та МГУ (группа Брагинского) принимали непосредственное участие в самом эксперименте LIGO.

═══════════ Директор НИИЯФ МГУ проф. М.И.Панасюк рассказал о первых результатах, полученных университетским спутником ╚Ломоносов╩, запущенном с нового русского космодрома Восточный 28 апреля 2016г. Основная задача спутника √ исследование экстремальных процессов в ближнем и дальнем космосе, в частности, космических лучей высоких энергий и их взаимодействия с атмосферой земли. На Ломоносове установлены камеры МАСТЕР-ШОК, которые работают совместно с гамма-детекторами, а также фиксируют пролетающие мимо него многочисленные ╚мелкие объекты╩, например, космический мусор.

Проф. В.М.Липунов представил доклад о самых интересных результатах работы в Глобальной сети ╚МАСТЕР╩ (восьми телескопах-роботах, расположенных в разных точках Земного шара, с суммарным полем зрения 64 квадратных градуса, проводящих самый быстрый в мире обзор неба до 20-й звездной величины) в 2016 г., о возможностях и взаимодействии МАСТЕРа с физическими экспериментами LIGO, IceCube, ANTARES.

С.И.Свертилов представил результаты синхронных гамма и оптических наблюдений гамма-всплеска GRB161017A на КА Ломоносов.

А.Е.Цветкова рассказала о создании каталога гамма всплесков с известными красными смещениями, зарегистрированных в эксперименте ╚Конус-ВИНД╩.

Доклад П.Бакланова и С.И.Блинникова (ИТЭФ) был посвящен открытию телескопом им. Хаббла, дальнейшим наблюдениям и анализу ╚построенных╩ гравитационной линзой 4 изображений сверхновой Рефсдала.

А.В.Засов сделал доклад о роли межгалактического газа в тесных взаимодействующих системах.

А.Д.Чернин представил сводку свежих результатов по теме конкуренции между тяготением и антитяготением в масштабах ~1-100 Мпс.

А.Москвитин рассказал о наблюдениях сверхновых в САО РАН, а Н.И.Шакура √ о новых достижениях теории аккреции в двойных рентгеновских системах.

А.В.Хоперсков (ВолгГУ) говорил о наблюдении и моделировании ╚не экстремальных╩ объектов √ гигантских молекулярных облаков. Но именно из них в результате возникают звезды, чья эволюция приводит к той богатой физике, которой уделяется так много внимания на этой конференции.

В.И.Докучаев (ИЯИ РАН) объяснил, как можно изучать черную дыру в центре нашей Галактики. Ю.Ю.Ковалев рассказал об эффектах синхротронного самопоглощения ядер квазаров и возможных признаках наличия ярких протяженных оптических джетов в галактиках.

А.Ф.Захаров (ИТЭФ) представил доклад об астрофизических методах оценки массы гравитона, К.А.Постнов (ГАИШ МГУ) √ о наблюдаемых характеристиках непрерывных спектров и положении циклотронных особенностей в спектрах рентгеновских пульсаров, которые изменяются со светимостью. А.В.Бялко говорил о физических основах климата, а В.Окнянский √ о NGC2617.

В одном коротком обзоре трудно отобразить все доложенные на конференции интереснейшие работы (или хотя бы большую их часть). Но все доклады были записаны и записи выложены в Интернет. Так что со всем, что происходило на конференцию и с любым докладом можно ознакомиться на сайте http://master.sai.msu.ru/ru/relast2016/online

Председатель оргкомитета д.ф.м.н. В.М.Липунов в своем обращении к аудитории сказал, что, хотя конференцию ╚Успехи российской астрофизики: теория и эксперимент╩ пока трудно назвать традиционной (она только вторая по счету, первая прошла в 2015 г.), но хотелось бы, чтобы она стала таковой. Идея конференции √ оценить самое важное, что было сделано в нашей астрофизике за год (желательно, подкрепленное в публикациях), и наша задача √ дать этой конференции некую жизнь. Люди будут узнавать о конференции, готовиться к ней. И очень важно, чтобы все, особенно молодые, присылали заявки. Доклады принимаются не по возрасту или званиям авторов, а по степени интересности работы. А Московский университет является важнейшим научным центром, связывающим студентов и передовых исследователей космоса.

***************************************************************

Минобразование Украины предлагает исключить из обязательной программы физику, химию и другие точные науки

Министерство образования и науки Украины представило на общественное обсуждение проект типового учебного плана для 10-11 классов, который предполагает практически полное исключение из обязательной программы (инвариантной составляющей) точных и естественных наук.

Проект опубликован на сайте министерства. (http://mon.gov.ua)
═══════════ Стоит отметить, что документ предполагает прежде всего существенное сокращение инвариантной (т.е. обязательной для всех учебных заведений) составляющей учебного плана и увеличение вариативной. Если раньше на инвариантную составляющую приходилось 29,5 учебных часа в неделю, а на вариативную ≈ 8,5 часов, то теперь инвариантная составляющая для 10 класса будет насчитывать 20,5 часов, а вариативная ≈ 17,5. По идее, это должно позволить учебным заведениям более гибко подходить к конструированию учебной программы.

══════════════ Бросается в глаза, что из инвариантной части исчезли такие предметы, как физика, химия, биология, география, информатика: все эти предметы вынесены в вариативную составляющую учебного плана. Что же касается алгебры и геометрии, на которые раньше в учебных планах выделялось 4 часа в неделю в 10-м классе и 5 часов ≈ в 11-м, то теперь вместо них будет объединённый курс ╚Математика╩, на изучение которого в инвариативной части программы отводится 3 часа в неделю.

══════════════ Основы естественных наук школьникам будут преподавать в рамках объединённого курса ╚Человек и природа╩, на изучение которого отводится 3 часа в неделю. Также объединяют в один курс историю Украины и всемирную историю (в сумме ≈ 2 часа в неделю против 2,5 часов на два предмета в сумме ранее), а также украинскую и мировую литературу (тоже два часа в сумме против четырёх часов ранее). Зато увеличивается время на занятия физкультурой: 3 часа в неделю вместо двух.
══════════════ Остальную учебную программу школы могут формировать по своему усмотрению в рамках вариативной составляющей, в рамках которой предусмотрено изучение в том числе физики, химии, географии, экологии, дополнительные часы на изучение алгебры и геометрии и т.п. Однако если раньше все без исключения школьники 10-х (к примеру) классов уделяли точным и естественным наукам по крайней мере 13 часов в неделю (и это количество могло быть увеличено за счёт вариативной составляющей), то теперь речь идёт лишь о 5 часах в неделю.
══════════════ В целом, реформа не создаст особых проблем в изучении точных и естественных наук в школах и классах с углублённым изучением этих предметов. Однако при этом изучение предметов естественнонаучного цикла в классах и школах гуманитарной направленности будет сведено к абсолютному минимуму.

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКЦИИ

Данный проект МОН Украины означает полную катастрофу естественно-научного образования в средней общеобразовательной школе Украины. О неприятии этого проекта в своих письмах в Министерство заявила Украинская астрономическая ассоциация ( Президент , академик НАНУ Я.С.Яцкив), Украинское Физическое общество, целый ряд университетов Украины и даже Научное общество им.Т.Г.Шевченко.

****************************************************************************

Из письма МОН от Украинской астрономической ассоциации

═══════════════════════════════════════ ═══════════════════════════════════════════════════════════Министру образования и науки Украины

Л.М. Гриневич

Уважаемая Лилия Михайловна!

═══════════ Во вступительном слове к Проекту школьной реформы Вами было отмечено, что проектируя образовательную реформу, мы стремимся построить образование, которое обеспечивает европейское качество жизни. Предполагается, что в результате реформы школьного образования, выпускники новой украинской школы будут всесторонне развиты и способны критически мыслить, понимать свою роль в профессиональной деятельности и современном обществе.

═════════ В тоже время в процессе обсуждения этого направления реформы высказаны идеи изложения естественных дисциплин (физика, астрономия, химия и биология) частично в интегрированном курсе ╚Человек и природа╩, и переноса какой-то их части из базового компонента учебных планов в их вариативную составляющую и объединение этих дисциплин в интегрированный курс ╚Естествознание╩.

═════════ Реалии показывают, что уже сегодня существует ряд проблем, связанных с тем, что состоянию естественно-научного образования не уделялось должного внимания, а попытки перейти к профильной школе усугубили эти проблемы, о чем свидетельствуют как ежегодные результаты внешнего независимого оценивания по естественно-математическим дисциплинам, так и результаты участия Украины в международных мониторинговых исследованиях по программе ТIMSS.

═════════ Мировая практика показывает, что в большинстве стран, имеющих эффективные образовательные системы, уже отказались от понимания гуманитаризации образования как сокращения доли естественных дисциплин, и уделяется значительно большее внимание повышению уровня естественно-научного образования.

═════════ Украинская астрономическая ассоциация считает, что такая ╚модернизация╩ естественнонаучного образования в старших классах школ в предлагаемом МОН проектеведет к полному уничтожению естественно-научного образования в Украине и катастрофическому понижению уровня конкурентноспособности государства и развитию его экономики.

═════════ Этот проект приведет к полному лишению перспектив выпускников школ получить после окончания высшее образование на естественнонаучных и технических специальностях университетов и вузов. Ликвидация самостоятельного предмета ╚астрономия╩ лишает молодое поколение Украины мировоззренческих представлений о Вселенной, что не может быть обеспечено при совместном преподавании вместе с физикой, а тем более в предмете ╚человек и природа╩. Следует также учесть, что Украина космическая держава со своей богатой историей космических исследований, действующей космическойинфраструктурой и реализация этого проекта в одночасье лишит возможности подготовки соответствующих квалифицированных кадров. Все направления, обеспечивающие научно-технический прогресс, вообще лишатся возможности пополнения молодыми кадрами.

═════════ Такой подход несет угрозу национальной безопасности и независимости Украины и не долженбыть претворен в жизнь.════ Естественнонаучное образование √ тот ресурс, которым Украина пока еще обладает и оно необходимо во всех сферах деятельности нашего государства.

════════ Украинская астрономическая ассоциация вместе с преподавателями базовых кафедр астрономии классических университетов (Киев, Одесса, Харьков, Львов) и их астрономическими обсерваториями, планетариями Украины проводят большую работу по поддержке преподавания предмета ╚астрономия╩ в школах, лицеях и гимназиях. Большие возможности заложены в преподавании основ космонавтики, которые могут стать одним из разделов предмета ╚астрономия╩ и могут быть поддержаны Национальным Космическим Агентством и отраслевыми космическими институтами.

Весь этот потенциал можно было бы оформить в качестве региональных центров поулучшению преподавания предмета ╚астрономия╩. Существуют необходимые учебники, учебные пособия, издается прекрасно иллюстрированныйи единственный в своем роде СНГ научно-популярный журнал ╚Вселенная, Пространство, Время╩. Сегодня есть все возможности для увеличения времени на предмет ╚Астрономия╩, тем более что интерес к этому предмету огромен. Астрономия, как и остальные естественнонаучные дисциплины, тесно связана с развитием современных информационных технологий, которые в предлагаемом проекте вообще в полной мере не представлены.

Примером не успешности подобных подходов уже сегодня проявляется в преподавании интегрированного курса ╚Природоведение╩ в 5-х классах, где остро ощущается отсутствие квалифицированных преподавателей, имеющих специальную подготовку для преподавания этого курса, как это имеет место в других развитых странах. Тем более в старшей школе, где такой курс должен быть обобщающим все отдельные естественные дисциплины, включая астрономию, физику, химию, биологию, экологию. Для этого требуются специалисты, подготовка которых в Украине сейчас полностью отсутствует. В общем, для этого и нет никакой необходимости.

═════════ Предлагаем Министерству совместно с НАНУ, ведущими университетами Украины вместо предлагаемого Проекта организовать Всеукраинскую научно-методическую конференцию (ВНМК) для совместного обсуждения и выработке перспективной программы по совершенствованию естественно-научного образования.

Президент Украинской астрономической ассоциации,

академик НАНУ════════ ═══════════════════════════════════════════════════ ═════════Я.С.Яцкив══

********************************************************════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Завершилась работа II Зимней школы юного астронома

В новогодние праздники с 3 по 8 января в ГАИШ МГУ работала Зимняя школа юного астронома, уже вторая. В прошлом году онапроводилась практически в пилотном режиме √ организаторам было важно выяснить, насколько востребована такая форма работы с ребятами, увлекающимися астрономией. Рассчитывали лишь на московских и подмосковных школьников, краткосрочная школа (всего пять дней) и минимальный бюджет не предполагают обеспечение проживания и питания участников. Они приходили к 10 часам, в 15-00 занятия заканчивались.

Опасений было много. Во-первых, не очень удобное время √ каникулы, для старшеклассников это редкая возможность как следует отоспаться, погулять, наконец, просто отдохнуть от напряженной учебы. Во-вторых, в московском регионе, в отличие от многих других, есть возможность и в астрономических кружках заниматься, и слушать популярные лекции ведущих астрономов и других специалистов в различных лекториях и образовательных центрах, есть и своя олимпиада √ Московская астрономическая, проводится уже 70 лет. Так что не очень много народу ждали на первую школу юного астронома. Но заявок пришло более полусотни, а 38 человек не пропустили ни одного занятия и получили соответствующий сертификат участника I-й Зимней школы юного астронома (подробно см. Астрокурьер ╧1, 2016 г.).

О том, чтобы сделать школу ежегодной, впервые сказал один из преподавателей √ Михаил Кузнецов: ╚Напишите √ Первая зимняя школа┘, ‒ посоветовал он организаторам. ‒ Попомните мое слово, будет и вторая, и третья┘╩. Что называется, напророчил. Летом состоялась встреча с сотрудниками фонда ╚Траектория╩, который занимается различными проектами, в том числе и образовательными. В результате было решено провести Вторую зимнюю школу юного астронома, финансирование которой фонд полностью взял на себя. Так у ЗШЮА стало три ╚опекуна╩: ГАИШ МГУ, АстрО и фонд ╚Траектория╩.

В этот раз пришло более ста заявок, реально было около 60 участников, диплом получили 48 ребят, не пропускавших занятия и отработавших все 20 учебных часов, это на 10 человек больше, чем в прошлом году.

Больше всего было, конечно, москвичей (33 человека), 9 человек приезжали каждый день из подмосковных городов (Королев, Мытищи, Железнодорожный, Долгопрудный, Серпухов). Как и на первой школе, были ребята из других регионов (Казань, Санкт-Петербург, г. Фурманов Ивановской обл., г. Суздаль Владимирской обл., г. Таганрог Ростовской обл., г. Тобольск Тюменской обл.).

Возрастной состав: 11 класс √5 человек; 10 класс √20 человек; 9 класс √14 человек; 8 класс √9 человек.

С самого начала было ясно, что тематику школы надо делать узкой, а уровень сложности должен быть выше обычных популярных лекций. За несколько дней занятий надо не просто раскрыть конкретную тему, но дать школьникам более глубокие представления о, казалось бы, хорошо известных им явлениях и физических законах, а кроме того, рассказать о современном состоянии науки в той области, которая отражена в тематике школы.

ЗШЮА-2016 была посвящена методам, которые используют современные астрономы в своей работе: ╚Как астрономы исследуют мир╩. Тема нынешней, второй Зимней школы определена так: ╚Движения космических объектов╩. Ребята узнали, как измеряются скорости в современной астрономии; более глубоко, чем на школьных уроках физики, познакомились с Законом всемирного тяготения и с тем, как он работает; о движении спутников и работе навигатора; о том, как связаны вращение галактик и темная материя; о движении фотонови специальной теории относительности и др. Двухчасовой семинар был посвящен решению задач, причем на этом занятии школьники были разделены на две группы: 8-9 кл. и 10-11 кл.

Подобные школы √ это не популярный лекторий, а серьезные занятия, напряженная работа. При их подготовке ориентироваться надо на старшеклассников, мотивированных ребят, имеющих соответствующую физико-математическую подготовку. Конечно, обязательно появляются среди слушателей и наиболее активные восьмиклассники, которые занимаются в астрономических кружках. Но и эти ребята стараются тянуться за старшими, не ждут, так сказать, снисхождения к возрасту, как показало анкетирование, проводившееся среди участников и первой, и второй ЗШЮА. Этим школьникам, действительно, не надо рассказывать историю вопроса ╚от сотворения мира╩, необходимые основы они хорошо знают. Подавляющее большинство ребят, променявших новогодний отдых на ежедневные серьезные занятия, это ученики физико-математических школ, они много занимаются дополнительно, в том числе в астрономических кружках, участвуют в олимпиадах самого разного уровня, многие √ весьма успешно. Поэтому, как показал опыт проведения первых двух наших школ, не стоит бояться, что ребятам будет сложно, что они чего-то не поймут. Если такое произойдет, они непременно подойдут к преподавателю, зададут вопрос, а ведь это и есть одна из целей подобных школ √ дать ребятам возможность общаться непосредственно с учеными, специалистами в той области, которая их увлекает. В анкетах и в частных разговорах многие ребята просили, чтобы на занятиях было больше сложных вопросов, больше задач, о возможности выполнить за время школы какой-то мини-проект и представить его в конце работы школы. И, наверное, об этом стоит подумать.

Особенностью Зимней школы юного астронома можно назвать ее открытость для всех желающих, несмотря на то, что в информационном сообщении и приглашении ребят к участию о некотором ограничении все-таки было сказано. Но это скорее не ограничение, а предупреждение √ об уровне сложности. Организаторы изначально не стремились создать некий закрытый клуб √ сообщество юных интеллектуалов. В информационном сообщении обращается внимание на то, что школа не ставит своей целью подготовку к олимпиадам и т.п. Цель другая: дать возможность школьникам, которые стоят перед выбором дальнейшего пути, попробовать свои силы, показать поближе, что представляет собой работа в науке. Поэтому, наверное, даже процесс приема заявок на школу можно рассматривать как некий показатель: отношение количества любопытных к количеству серьезно увлеченных астрономией и вообще √ познанием мира.

Итоги II Зимней школы юного астронома показали, что эта форма работыс детьми, увлеченными наукой, очень востребована и имеет довольно большой потенциал. Сейчас видно, чтó в ее структуре и организации следует изменить, поправить, усовершенствовать, но в основном опыт ЗШЮА оказался даже более успешен, чем ожидали организаторы.

Искреннюю благодарность оргкомитет школы приносит сотрудникам ГАИШ МГУ, проводившим занятия: В.Г. Сурдину, А.С. Расторгуеву, В.Е. Жарову, С.Б. Попову, Н.В. Емельянову, М.В. Кузнецову. Отдельное большое спасибо заместителю директора ГАИШК.А. Постнову, который очень внимательно следил за работой школы, принял активное участие в ее открытии, а на подведении итогов выступил перед ребятами с добрыми пожеланиями и каждому вручил диплом участника. В заключение назову состав оргкомитета II Зимней школы юного астронома: А.В. Засов √ научный руководитель школы, Н.Н.Самусь, В.Л.Штаерман, С.С.Санников, И.К.Лапина, М.К.Юрик и К.С.Петров.

Ирина Лапина

*********************************************************

ЮБИЛЕИ АСТРОНОМОВ

15 января у кандидата физико-математических наук, инженера 1-й категории Краснопресненской лаборатории активного члена АстрО Людмилы Павловны Грибко славный юбилей!

Людмила Павловна Грибко родилась в 1937 г. в Москве. В 1954 г. окончила среднюю общеобразовательную школу ╧ 612 с серебряной медалью. В старших классах школы занималась в астрономическом кружке при планетарии под руководством И.Т. Зоткина и А.Н. Чигорина.════ В 1954 г. поступила в Московский городской педагогический институт им. В.П.Потемкина. Занималась в астрономическом кружке института под руководством профессораБ.А. Воронцова-Вельяминова, продолжала заниматься в планетарии, вступила в МОВАГО. ═══════════ Во время МГГ (Международный геофизический год) в летние каникулы 1957 и 1958 гг. участвовала от Института прикладной геофизики в экспедициях по наблюдению серебристых облаков в Звенигороде под руководством Н.И. Гришина. От МОВАГО участвовала и была руководителем экспедиций по наблюдениям метеорного потока Персеид в 1957, 1959, 1960 и 1961 гг. в Крыму в районе Карадага (при содействии Станции юных техников в Симферополе, руководитель В.В. Мартыненко).

═══════════ В 1959 году, окончив пединститут с красным дипломом, начала работать в ГАИШ в должности старшего лаборанта. С 1960 по 1966 гг. участвовала в наблюдениях 6-летнего ряда широты Москвы на зенит-телескопе ЗТЛ-180 в рабочей группе, возглавляемой Ю.И. Проданом. С 1966 по 1971 гг. заочно училась в МИИГАиКна астрономо-геодезическом отделении. В1971 г. защитила диплом на тему каталогов шкальных пар МСШ (Международной службы широты) и широких шкальных пар московского ЗТЛ-180. Как соискатель занималась на физфаке МГУ в аспирантской группе для сдачи кандидатского минимума. С 1969 по 1977 гг. Л.П. Грибко наблюдала звезды зенитной зоны (около 450 звезд в зоне полутора градусов средней северной широты +56╟42▓). В 1971 г. Л.П. Грибко перешла на должность инженера в отделе астрометрии ГАИШ.

═══════════ 24 ноября 1982 Л.П. Грибко под руководством профессора В.В. Подобеда и старшего научного сотрудникаА.П. Гуляева защитила кандидатскую диссертацию на тему: ╚Позиционные наблюдения зенитных звезд и шкальных пар на московском зенит-телескопе╩, и с 1983 года была переведена на должность научного сотрудника отдела астрометрии ГАИШ.══════════ С конца 80-х годов она участвовала в работе по переобработке астрографических каталогов ╚Карты неба╩, организованной в ГАИШ руководителем отдела астрометрии В.В.Нестеровым.Отождествляла══ звезды каталогаМермийо. Всего ею опубликовано 20 статей по астрометрической тематике и каталогам.

═══════════ С 1992 года Л.П. Грибко стала секретарем РИСО ГАИШ и, занимаясь редакционной деятельностью, подготовила к изданию несколько сборников ╚Труды ГАИШ╩, других научных астрономических сборников и учебных пособий. ═══════════ На протяжении многих лет работы Л.П. Грибко активно участвовала в общественной жизни института, являясь членом профкома ГАИШ.

═══════════ Последние годы Л.П. Грибко занимается историей астрономии.Сотрудничая с профессором П.В. Щегловым, она помогала ему в улучшении экспозиции музея истории ГАИШ на Краснопресненской обсерватории.Ею опубликованы 3 работы по истории МГУ и истории астрономии, в том числе в связи с 250-летиемМГУ (в соавторстве с А.В. Грибко) выпущена книга ╚Музы скульптора Замараева╩ (с.112).

Научная деятельность Людмилы Павловны отмечена многочисленными наградами:медалью ╚Ветеран труда╩, медалью ╚В память 850-летия Москвы╩, юбилейным знаком ╚250 лет МГУ им. М.В.Ломоносова╩, юбилейной медалью ╚100 летпрофсоюзам России╩. В коллективесотрудников ГАИШ она пользуется заслуженным уважением.

*********************************************************

История науки: астрономия, созданная Тихо

470 лет назад родился великий датский астроном Тихо Браге

(14.XII 1546 √ 24.X.1601)

Дуэлянт с носом из серебра, аристократ, женившийся на простолюдинке, хозяин ╚Небесного замка╩, первооткрыватель сверхновой, возродивший астрономию из пепла ╚Темных веков╩ во всем сиянии Ренессанса ≈ вот краткий перечень описаний Тихо Браге. Indicator.Ru рассказывает о человеке, родившемся 14 декабря 1546 года и своими наблюдениями подготовившем почву для создания законов Кеплера.

Родившийся в семье Отто Браге, занимавшего высокие военные и политические должности, и по обычаю переданный на воспитание бездетному дяде-адмиралу Йергену, маленький датчанин был с детства окружен заботой и вниманием. Получив блестящее начальное домашнее образование, Тихо (латинизированная форма имени Тюге) в 12 лет поступил в Копенгагенский университет, затем в Лейпциг. Семья надеялась, что мальчик посвятит себя изучению права, однако будущий астроном тратил ночные часы на наблюдения за звездным небом, для чего покупал и сам мастерил приборы.

Под счастливой звездой

Смерть дяди (который бросился в море спасать упавшего короля) и полученное наследство позволили юному астроному распоряжаться своей дальнейшей судьбой. В 19 лет он перешел в Виттенбергский университет, где занимался астрономией, алхимией и астрологией, однако тут началась эпидемия чумы. Вынужденный покинуть город, Тихо Браге поссорился с дальним родственником и потерял часть носа на дуэли (из-за чего был вынужден носить протез из серебра до конца жизни).

Два года спустя, когда эпидемия стихла, Браге обосновался в Аугсбурге, где заказал у ремесленников 11-метровый квадрант, небесный глобус и другие инструменты по своим чертежам. Смерть отца заставила его вернуться в родовое поместье ≈ замок Кнудструп. Там он организовал лабораторию и вместе с родственниками открыл две фабрики, производящие бумагу и стекло.

Хлопоты на время отвлекли его от горячо любимого занятия, вернуться к которому его подтолкнул случай, да не обычный, а настоящее ╚небесное знамение╩ ≈ видимая невооруженным глазом вспышка сверхновой (это явление можно наблюдать раз в несколько столетий). Яркий свет в созвездии Кассиопеи, там, где никакой звезды не должно было быть, привлек внимание Браге, возвращавшегося домой. Астроном сразу же бросился измерять ее координаты. Звезда просияла еще 17 месяцев, видимая даже днем. Среди предсказаний астрологов и просто страхов суеверных людей, считавших такую вспышку дурным ╚небесным знамением╩, предвещающим катастрофы и конец света, Тихо Браге был одним из немногих, кто отрицал атмосферную природу явления. Он убедительно доказал, что новое светило ≈ звезда, находящаяся на большом расстоянии от нашей планеты, поскольку у нее не обнаружено заметного параллакса (изменение объекта относительно удаления и приближения к наблюдателю).

Позднее коллега ученого Иоганн Кеплер напишет: ╚Пусть эта звезда ничего не предсказала, но, во всяком случае, она возвестила и создала великого астронома╩.

Небесные замки

В том же 1572 году, когда астроном повстречался со своей сверхновой путеводной звездой, он решил выбрать и путеводную звезду своей жизни. К немалому возмущению знатных родственников, ею стала простая девушка Кирстина ≈ без родословной, титулов и регалий. Летом 1574 года астроном уже начал греться в лучах славы: сам король пригласил его на год читать лекции в Копенгагене, куда он переехал со своей женой. После окончания контракта он отправился в путешествие, во время которого ландграф Вильгельм IV намекнул Филиппу II, что не стоит отпускать такого видного ученого за рубеж надолго. Чтобы астроном не уехал навсегда, король пожаловал во владение Тихо Браге остров Вен в 20 километрах от столицы под обсерваторию.

Тихо построил там замок и разместил приборы для наблюдений. Помогала ему любимая сестра София, которую он в шутку называл Уранией (музой астрономии). Сам замок получил такое же название.

В нем было все, чего только могла пожелать душа ученого: алхимическая лаборатория, стенной квадрант, его любимый глобус, 4 обсерватории с раздвижными крышами, выходящие на все стороны света┘ Итогом стала публикация обширного астрономического трактата. Однако несколько лет спустя благосклонный король умер, а его место занял гораздо более равнодушный к научным заслугам Браге Кристиан IV. При проявлении известной вспыльчивости ученого стало понятно, что никаких поблажек ждать не придется ≈ король совершенно урезал финансирование работы астронома. Тихо Браге пришлось покинуть Данию, переехать в Прагу и стать придворным математиком и астрологом Рудольфа II.

Браге и Сальери

В Праге для обработки материалов, собранных в результате 20 лет скрупулезных измерений, Браге нанял себе помощника ≈ проявившего таланты к математике и астрономии Иоганна Кеплера. Вместе они создали новые уточненные астрономические таблицы и опубликовали трактат о новой системе мира, объединившей мысли Коперника и Птолемея. Из наблюдений за кометами, проведенных еще в Ураниборге, ученый сделал вывод, что кометы ≈ это не тела в атмосфере Земли, а совершенно отдельные космические объекты. Наблюдения за Марсом и другими планетами позднее дали Кеплеру возможностьсформулировать свои законы, на которых построена вся современная астрономия.

В октябре 1601 года Браге заболел и довольно быстро скончался. Причины его смерти до сих пор вызывают бурные споры: по легенде, он умер от разрыва мочевого пузыря, боясь нарушить этикет, встав из-за королевского стола. Но в реальности от разрыва мочевого пузыря человек не умирает, так что скорее причиной могла бы стать острая уремия и отказ почки.

Еще одна версия ≈ зависть коллеги. Словно Сальери, по легенде отравивший Моцарта, Кеплер считается некоторыми учеными убийцей своего коллеги и учителя. Подтверждает этот вариант наличие в волосах Браге большого количества ртути, однако методы измерения оспариваются, так что самой правдоподобной версией все еще остается уремия.

https://indicator.ru/rubrics/astronomy/

Памятник Кеплеру и Браге в Праге.

Дополнения редакции:

Работы Браге революционизировали методы наблюдений положений небесных тел и положили начало астрометрии. Браге открыл годичное неравенство и вариацию в движении Луны, составил таблицы рефракции света в земной атмосфере. Составил каталог точных небесных долгот и широт 788 звезд. Получил довольно близкую к современной величину прецессии(51 углек. в год.). Браге не признавал системы Коперника. Считал, что Земля находится в центре мира, Солнце движется вокруг Земли, а планеты вокруг Солнца.

*****************************************************

EWASS 2017: First Announcement

 

The European Astronomical Society (EAS) is pleased to announce that the EWASS 2017 conference will be held in Prague from 26 to 30 June 2017.

 

This year, the Scientific Organizing Committee has selected a wide range of Symposia and Special Sessions that cover nearly all fields of Astronomy and Astrophysics including Planets, Astrometry, Stars & Spectroscopy, Star Formation, Feedback, Star Clusters, Galaxies & GalaxyClusters, Strong Gravity & X-Rays & High Energy, Gravitational Waves,Cosmology as well as Software & Big Data and Instrumentation.

The programme of EWASS 2017 is very rich, including 16 Symposia and 22 Special Sessions, in addition to numerous Plenary Talks, Prize Awards, exhibitions, etc.

Symposia

 S16 : Science with a large cooled FIR Space Observatory

Special Sessions

 SS22 : Making the case for European astronomy and space science: public and political engagement

 

PLENARY TALKS

 

The conference accommodates five lectures from EAS Prize Awardees and five additional Plenary Talks by renowned astronomers on various topics. The five confirmed Plenary Speakers are: ═════════Alena and Petr Hadrava, Czech Academy of Sciences (Czech Republic),

Guillem Anglada-Escude, Queen Mary University of London (UK), Anthony G. A. Brown, Leiden Observatory (The Netherlands), ══Richard Wünsch, Astronomical Institute, Czech Academy of Sciences (Czech Republic), Norbert Werner, Kavli Institute for Particle Astrophysics and Cosmology (USA).

 

The five EAS Prize Awardees will be announced in February.

You can find further information on http://eas.unige.ch/EWASS2017/program.jsp

Do not miss the chance to participate in one of the most important events of Astronomy and Space Science in Europe.

 

Important dates:

Abstract submission

≈>

deadline: 8 March 2017

Registration deadline

≈>

very early: 10 February 2017

 

You can find further information on http://eas.unige.ch/EWASS2017/program.jsp

******************************************************

НОВОСТИ АРМЯНСКОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Dear Colleagues,

 

Please find attached the ArASNews #101. There you will find information on:

 

 1. EWASS 2017 First Announcement

 2. Fifteen Years of the Armenian Astronomical Society (ArAS)

 3. 100 Issues of ArAS Newsletter

 4. Seminar dedicated to Anania Shirakatsi

 5. EAS Affiliated Societies Meeting in Switzerland

 6. ANSEF Announces 2017 Awards

 7. Release of IAU OAD Yearbook

 8. Release of Astrocourier December Issue

 9. Release of IAU Astronomy Outreach Newsletter 2017, January #2

10. Release of NRAO January Issue

11. Lunar Calendar of February

12. ArAS membership fees and finances 2016

 

With very best wishes,

 

Areg Mickaelian

Acting President, ArAS.

 

Sona Farmanyan

Editor, ArASNews.

 

ArAS Newsletter online at: http://www.aras.am/ArasNews/arasnews.html

____________________________________________________________

АНОНС ЯНВАРСКОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА ╚ВСЕЛЕННАЯ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ╩.

╧1, 2017, с. 4

Космическая деятельность стран мира в 2016 году

Александр Железняков

По основным показателям космической деятельности стран мира минувший год мало отличался от позапрошлого. Тем не менее, и он был отмечен событиями, которые, несомненно, войдут в историю космонавтики. О них и о многом другом в своем традиционном ежегодном обзоре расскажет наш постоянный автор Александр Железняков (кстати, 28 января ему исполнилось 60 лет!).

 

╧1, 2017, с. 18

Марсианские планы Илона Маска

Редакционный обзор

Одним из главных событий 67-го Международного конгресса по астронавтике, состоявшегося в сентябре 2016 г. в мексиканской Гвадалахаре, стало выступление руководителя компаний Tesla и SpaseX Илона Маска, который изложил свое видение колонизации Марса и создания на этой планете обширного поселения. Частью этих масштабных планов является создание сверхтяжелой многоразовой ракеты-носителя и специального марсианского корабля. По мнению предпринимателя, к концу XXI века численность населения соседней планеты достигнет миллиона человек┘

 

╧1, 2017, с. 26

Научная фантастика: ╚замочная скважина╩ в завтрашний день

Роберт Сойер (канадский писатель√фантаст) Изложение доклада на фестивале STARMUS (Тенерифе, Испания).

Существует немало способов предсказания будущего ≈ от карточного гадания до компьютерного моделирования┘ Однако наиболее удачные и уже неоднократно сбывшиеся долгосрочные прогнозы принадлежат, как ни странно, писателям-фантастам. В своем выступлении на фестивале STARMUS (остров Тенерифе, Испания) в июне 2016 г. канадский фантаст Роберт Сойер рассказал, как им это удается и какова вообще роль жанра научной фантастики в современном быстро меняющемся мире.

В статье увлекательно излагается история возникновения научной фантастики, которая сумела не только предсказать появление интернета ( в рассказе Марка Твена) или планшета у Артура Кларка, но указать на возможные катастрофические сценарии будущего, которые следует избегать.

От Редакции ╚Астрокурьера╩:

Отмечаем чрезвычайно насыщенный и интересный январский выпуск журнала ╚Вселенная, Пространство, Время╩.

Одно только перечисление статей должно заинтересовать всех любителей астрономии и космонавтики.

Кроме указанных выше статей, в нем содержится информация о новых миссиях к астероидам, сближение с Пандорой, Кассини прощается с Мимасом, возможна ли жизнь в недрах Плутона, новые правила космического карантина, манипулятор для миссий к астероидам и т.д.

Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении Украины и России.

**********************************************************************

**********************************************************************

════════════════════════════════════════ МЕМОРИАЛ

ПАМЯТИ ВЕРЫ РУБИН

27 декабря 2016 года в США умерла астроном Вера Рубин, пионер концепции вращения галактик

В США в возрасте 88 лет умерла астроном Вера Рубин, которая стала одним из первопроходцев концепции вращения галактик и смогла найти подтверждение существования темной материи. О ее смерти сообщили в университете Карнеги в Вашингтоне, где она долгое время работала.

Рубин родилась в 1928 году в Филадельфии. Она окончила Джорджтаунский и Корнеллский университеты, в начале 50-х годов начала научную карьеру по руководством физика Георгия Гамова, уехавшего из СССР в США в начале тридцатых годов.

В шестидесятые годы Вера Рубин совместно с Кентом Фордом работала в университете Карнеги, где занималась изучением галактики Андромеды. Результаты их совместных исследований позволили доказать гипотезу Фрица Цвикки о том, что аномалии в движении галактик объясняются влиянием темной материи, рассеянной во вселенной.

Биография

Вера Рубин родилась в семье еврейских эмигрантов из Российской империи: отец ≈ инженер Филип (Пит) Купер (1897≈1989), родился под именем Пейсах Кобчевский в Вильне в семье перчаточника, эмигрировал с родителями в Нью-Йорк в 1904 году; мать ≈ Роза Апельбаум (1901≈1997, родом из Бессарабии), происходила из семьи портного[. Отец работал инженером в Лаборатории Белла (Bell Telephone Laboratories), где познакомился со своей будущей женой ≈ сотрудницей бухгалтерского отдела этой же телефонной компании.

В 1948 году окончила Вассарский колледж со степенью бакалавра искусств, попытавшись затем поступить в магистратуру Принстонского университета, в чём ей было отказано, так как до 1975 года женщины не могли поступать в магистратуру по астрономии. Поэтому она поступила в Корнелльский университет, где изучала физику и астрономию, получив степень магистра в 1951 году. В 1954 году окончила Джорджтаунский университет со степенью доктора философии. В конце 1960-х годов в Отделе земного магнетизма Вашингтонского Института Карнеги Вера Рубин совместно с Кентом Фордом приступила к наблюдениям ближайшего соседа галактики Млечный Путь спиральной галактики М31 (туманность Андромеды).

В своей научной карьере Вера Рубин часто сталкивалась с критикой и враждебностью со стороны её коллег-мужчин. Несмотря на это, она оставалась сосредоточенной на работе, а не на этом отношении. Впервые она испытала враждебность, когда сообщила своему учителю физики в средней школе, что её приняли в Вассарский колледж. Он не очень ободряюще ответил ╚Это прекрасно. Всё будет хорошо до тех пор, пока ты будешь держаться подальше от науки╩.

Это не привело Веру Рубин в уныние, и даже после того, как ей было отказано во вступлении на курс астрономии в Принстоне, потому что к нему не допускались женщины, она продолжала обучение и в конечном итоге стала доктором философии в Джорджтауне.

Работая совместно с Кентом Фордом в 60-е годы, Рубин первая провела исследование, показавшее, что орбитальная скорость звезд на периферии галактик близка к скорости звёзд в центре галактики. Этот факт необычен, поскольку скорость кругового орбитального движения в гравитационном поле должна соответствовать массе внутри орбиты, причём наблюдаемая масса звёзд и газа в центре галактики оказывалась недостаточной, чтобы обеспечить столь высокую скорость на периферии.

Наблюдения, выполненные Верой Рубин, подтвердили гипотезу, высказанную ранее Фрицем Цвикки, который предположил, что обнаруженные им аномалии в движении галактик объясняются существованием своего рода невидимой темной материей, не взаимодействующей с электромагнитным излучением и рассеянной всюду по вселенной. Рубин смогла доказать, что во вселенной существует в 10 раз больше темной материи, чем считалось ранее, что более 90 % массы вселенной представляет собой тёмную материю. В течение многих лет исследование Веры Рубин не получало поддержку, поскольку многие её коллеги-мужчины дискредитировали его. Они считали, что её открытие не соответствует законам Ньютона и что она, вероятно, сделала ошибку в расчётах. И магистерскую, и докторскую диссертации Рубин раскритиковали и, в основном, проигнорировали, хотя доказательства были неопровержимы.

Научное сообщество со временем признало её работу, но только потому, что её коллеги-мужчины позже подтвердили это.

Научная деятельность

1950-е годы ≈ начало научной карьеры под руководством Георгия Антоновича Гамова. О своём учителе она отзывалась: ╚Он не умел ни писать, ни считать. Он не сразу сказал бы вам, сколько будет семью восемь. Но его ум был способен понимать всю Вселенную╩.

1960-е годы ≈ исследование галактики Андромеды Верой Рубин и Кентом Фордом. Вывод учёных, основанный на полученных данных, гласит: ╚Полной аналогии с планетарными системами в спиральной галактике Туманность Андромеды не существует. В планетарных системах в соответствии с законами Кеплера и линейные и угловые скорости планет монотонно убывают по мере удаления от звезды, а скорости вращательного движения звезд и звездной материи в галактиках по мере удаления от центра возрастают, достигая стабильного максимума╩. Эти данные убедительно подтверждают гипотезу Цвикки.

1970-е годы ≈ Вера Рубин с коллегами провела тщательное изучение кривой вращения многих звезд в Туманности Андромеды.

1980-е годы ≈ Вера Рубин с помощью двух коллег вела систематические исследования и наблюдения 21 спиральной галактики типа Sc (по классификации Хаббла). По данным наблюдений был построен график, где ни одна из кривых вращения не оказывается классической, сужающейся формы, которая следует из законов Кеплера.

1990-е годы ≈ Вера Рубин удостоилась высшей научной награды США ≈ ╚Национальной научной медали╩ ≈ и золотой медали Королевского астрономического общества Великобритании.

Вера Рубин стала почётным доктором множества университетов и двух академий наук, автором более ста статей и нескольких книг. Она продолжала научную работу, являясь сотрудницей Института Карнеги в Вашингтоне, до своей кончины в декабре 2016 года.

*****************************************************************

════════════ ПАМЯТИ РОМАНА ЛЕОНИДОВИЧА СОРОЧЕНКО

21 января 2017 г. на 93-м году жизни после непродолжительной болезни скончался главный научный сотрудник ФИАН, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, ветеран ВОВ

СОРОЧЕНКО Роман Леонидович

═══════════ Роман Леонидович родился 28 сентября 1924 г. в г. Тверь.С августа 1942 г. по январь 1947 г. служил в Красной Армии, участвовал в военных действиях на Калининском и I Украинском фронтах.Имел боевые награды: Орден Отечественной войны II степени, медали ╚За участие в Отечественной войне╩, ╚За взятие Берлина╩, ╚За победу над Германией╩ и др..В 1946-48 гг. был студентом Всесоюзного заочного института инженеров связи; в январе 1948 перешел на физико-технический факультет МГУ, который окончил в апреле 1952 г.(этот выпуск считается первым выпуском МФТИ).

═══════════ Впервые в ФИАН Р.Л. Сороченко пришел в 1949 г. в качестве студента-практиканта, а уже в мае 1952 г. поступил на работу в должности радиоинженера Крымской экспедиции ФИАН. С 16 января 1955 г. √ радиоинженер Лаборатории колебаний ФИАН, а в 1960 г. зачислен в состав Лаборатории радиоастрономии,выделившейся из Лаборатории колебаний. В 1957-59 гг. совместно с Б.М. Чихачевым им был разработан и создан первый в стране спектральный радиометр на волну 21 см.По материалам исследований газового комплекса Лебедь-Х с помощью этого радиометра в 1963 г. Р.Л. Сороченко защитил кандидатскую диссертацию.В 1964 г. на новом, созданном им, спектрометре на волну 3 смР.Л. Сороченко с сотрудниками его группы провели первые в мире наблюдения рекомбинационной радиолинии водорода от туманности Омега.По материалам исследований космических туманностей в различных рекомбинационных радиолиниях Р.Л. Сороченко в 1971 г. была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук. С 1974 г.Р.Л. Сороченко √ заведующий сектором, а с 1986 г. √ главный научный сотрудник ФИАН.

═══════════ Сороченко Р.Л. является одним из пионеров отечественной радиоастрономии, участником создания первых советских радиотелескопов. Он √ основоположник исследований по радиоспектроскопии космоса в нашей стране.Работы по спектральным линиям высоковозбужденных атомов (называемых также рекомбинационные радиолинии - РРЛ) получили широкое международное признание; их исследования стали новым направлением в астрофизике. Исследования этих линий оказались важными не только для астрономии, но и для физики. Они развивали разработанную Н. Бором теорию строения атома.Итоги исследований РРЛ, по которым опубликовано более 1000 работ, обобщены в монографиях Р.Л. Сороченко и М.А. Гордон (США).

═══════════ За обнаружение и дальнейшие исследования рекомбинационных радиолиний Р.Л. Сороченко вместе с предсказавшим это излучение Н.С. Кардашевым и другими сотрудниками был удостоен Диплома ╧ 47 Госкомитета СССР по открытиям и изобретениям и Государственной премии СССР 1988 г. Р.Л. Сороченко √ Соросовский профессор, автор более 200 научных работ.

═══════════ Р.Л.Сороченко всегда щедро делился своим опытом и знаниями с коллегами и со своими непосредственными учениками. Его увлеченность притягивала к нему молодых сотрудников, сплачивала коллектив. Под его руководством были защищены многочисленные диссертации. На протяжении многих лет Р.Л.Сороченко возглавлял секцию ╚Радиоастрономическая аппаратура и методы╩ Совета по Радиоастрономии АН СССР.Он принимал активное участие в общественной жизни Института, неоднократно избирался членом профкома и парткома ФИАН.

═══════════ Романа Леонидовича отличалиглубокая интуиция и целеустремленность.Он был способен не только четко формулировать научные задачи, но и находить кратчайшие пути для их решения.По его инициативе и под его руководством радиотелескоп РТ 22 ФИАН неоднократно модернизировался: была установлена цифровая система автоматизации радиоастрономических исследований, применены микрокриогенные системы замкнутого цикла для охлаждения входных устройств приемной аппаратуры, телескоп оснащался системой стабильных частот и многоканальными цифровыми анализаторами спектра.

═══════════ Буквально до последних дней своей жизни Роман Леонидович активно продолжал научную работу: он был увлечен перспективами исследования космических лучей по наблюдениям рекомбинационных радиолиний.

═══════════ Администрация и сотрудники АКЦ ФИАН и Пущинской радиоастрономической обсерватории выражают глубокое соболезнование родным и близким Романа Леонидовича СОРОЧЕНКО.

*****************************************************************************