Кратер Мартынов На Марсе
26.07.2013

Кратер Мартынов на Марсе

15 июля Международный астрономический союз назвал один из кратеров на Марсе в честь директора ГАИШ c 1956 по 1976 год Дмитрия Яковлевича Мартынова (1906—1989). Диаметр кратера — 61 км, координаты — 30,4° ю.ш., 323,6° в.д.

Д. Я. Мартынов родился 7 апреля 1906 года в городе Темрюк близ Керчи. В 1926 году окончил Казанский университет, впоследствии был директором обсерватории имени В. П. Энгельгардта (1931—1951) и ректором университета (1951—1954). C 1954 года работал в Московском университете, в 1955 стал заведующим кафедрой астрофизики, а с 1956 по 1976 годы являлся директором ГАИШ и заведующим астрономическим отделением Физического факультета. В конце 60-х создал и возглавил отдел звездной астрофизики.

Среди многочисленных работ Дмитрия Яковлевича Рабочей группой Международного астрономического союза по наименованиям в Солнечной системе были выделены те, которые связаны с Марсом:

• Д. Я. Мартынов выполнил свои первые зарисовки Марса во время великого противостояния 1924 года. Он проводил визуальные наблюдения в Таврическом университете в г. Симферополе совместно с Е. Я. Перепелкиным (его именем назван кратер на Марсе в 1973 г.).
  • В противостояние 1926 г. Мартынов совместно с А. Д. Дубяго (его именем назван кратер на Луне) наблюдал Марс в Казанском университете. В результате они составили карту части поверхности Марса.
  • В книге Мартынова «Планеты. Решенные и нерешенные проблемы» (М.: Наука, 1970) рассматривались, в частности, вопросы изучения Марса.
  • Д. Я. Мартынов — автор крупной статьи «Марс (планета)» в Большой Советской Энциклопедии (3-е изд., М.: Сов. Энцикл., 1969—1978).
  • Статья Д. Я. Мартынова «Что есть что на Марсе», опубликованная в научно-популярном журнале «Земля и Вселенная» (1974, №3) подробно рассказывает о происхождении различных названий деталей альбедо Марса.
  • Д. Я. Мартынов был членом рабочей группы Международного астрономического союза по наименованиям на Марсе в 1970-х—1980-х годах. Он также возглавлял Комиссию по космической топонимике АН СССР (1977—1989), которая занималась рассмотрением вопросов присвоения названий на планетах и выработкой единой русской транскрипции этих названий.

В настоящее время американские планетологи Джон Грант (John Grant) и Шэрон Пурди (Sharon Purdy) из Смитсоновского интитута в г. Вашингтоне проводят детальное геологическое картографирование кратера Мартынов и еще нескольких кратеров в прилегающем районе для изучения отложений грунта, сформированных водными потоками. По предварительным данным внутри кратера Мартынов некоторое время существовало озеро, соединенное с долиной Узбой, примыкающей к кратеру с запада.

Цель этих исследований — получение представления о формировании крупной магистральной долины Узбой, прорезающей несколько кратеров. Эта долина впервые была обнаружена на снимках с искусственного спутника Марса «Марс-5» в 1974 году геологами из лаборатории сравнительной планетологии К. П. Флоренского, входившей тогда в состав Института космических исследований, а в 1975 году переведенной в Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского. Результаты их исследований опубликованы в книге «Поверхность Марса» (М.: Наука, 1980). На карте, приведенной там, отрисован и кратер Мартынов, в то время не имевший названия.

Заметка на сайте Астрогеологического научного центра Геологической службы США