55°42'4''с.ш.,    37°32'33''в.д.,    194м
English version English
ГАИШ. Фото А. Юферева
Наука
Электронные ресурсы
Советы
Образование
Наблюдательные базы
Скончался Александр Аронович Гурштейн
1.10.2020

Скончался Александр Аронович Гурштейн


Александр Аронович Гурштейн

(21.02.1937–03.04.2020)

Александр Аронович родился в Москве, а скончался в г. Гранд-Джанкшен (шт. Колорадо, США) в возрасте 83 лет.

С детства увлекся астрономией, был активным участником астрономического кружка при Московском планетарии и, даже, одно время работал там лектором. Закончил МИИГАиК по специальности астрометрия. В 1960–1962 гг. работал в ГАИШ, а, затем, в очной аспирантуре МИИГАиК с откомандированием в ГАИШ для выполнения диссертационной работы под руководством В.В. Подобеда. В эти же годы, меняясь с Г.С. Хромовым, был секретарем бюро ВЛКСМ ГАИШ. Как пишет сам Александр Аронович "два года работы в штате и три года очной аспирантуры слились для меня в единый 5-летний период жизни, который справедливо назвать ГАИШевским". Но на самом деле "гаишевский период" этим не ограничился. Он был близко знаком с Юрием Наумовичем Липским, зав. отделом Луны и планет ГАИШ. Участвовал под его руководством в обработке материалов съемки обратной стороны Луны АКС "Зонд-3" (А.А. Гурштейн, Ю.П. Псковский, М.М. Поспергелис), Луна-9, 15–18 и др., а за успешную посадку КА "Луна-16" в 1970 г. был награжден медалью "За трудовую доблесть". Именно Юрий Наумович поспособствовал принятию А.А. в 1965 г. на работу в Особое конструкторское бюро ОКБ-1 С.П. Королева. Опять же, по мнению А.А., "ГАИШевские годы стали прочным фундаментом моей дальнейшей астрономической деятельности."

После ГАИШа А.А. работал в ГЕОХИ и ИКИ АН СССР, по-прежнему занимаясь лунной тематикой. Работая в последнем он защитил докторскую диссертацию по теме "Астрометрические аспекты обеспечения полетов автоматических космических аппаратов к Луне".

По свидетельству самого Александра Ароновича: "В связи с прекращением советских полётов к Луне и свертыванием лунной тематики в ИКИ АН СССР в 1981 г. Распоряжением Президиума АН СССР был переведен на работу в Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова АН СССР". Тут он стал профессионально заниматься тем, что раньше было его "хобби" – историей астрономии, геодезии и космических исследований. Наряду с научной деятельностью в этом институте он вел и большую организационную работу. Был заведующим аспирантурой и докторантурой, заместителем директора Института по научной работе, главным редактором ежегодника «Историко-астрономические исследования», заместителем главного редактора журнала «Природа».

В 1995 г. ААГ с семьей переехал в США, где преподавал в должности приглашенного профессора в Меса Стэйт Колледже (ныне Колорадо Меса Университет), штат Колорадо.

В 1997 г. на Генеральной Ассамблее Международного Астрономического Союза в Манчестере (Великобритания) ААГ избран вице-президентом Комиссии Союза по истории астрономии. В 2000 г. на Генеральной Ассамблее Союза в Сиднее (Австралия) избран Президентом этой Комиссии. Работал членом ряда международных организаций и редколлегий.


С Александром Ароновичем я был знаком с конца 1970-х гг. В то время он часто приходил для общения с моими наставниками А.П. Гуляевым, В.В. Нестеровым, В.В. Подобедом. Человеком А.А. был неординарным и часто после его посещений довольно долго продолжалось обсуждение его визита. Близкое общение с А.А. началось у меня после выхода его книги.

В 2012 г. в Москве опубликованы, как мне представляется очень интересные мемуары Александра Ароновича «Московский астроном на заре космического века». Они, конечно, субъективны, как и всякие воспоминания, но для меня пролили свет на очень многие события. Эта книга размещена также в Интернете. Фрагменты воспоминаний опубликованы в юбилейном сборнике МИИГАиК 2014 года.

И из письма мне жены ААГ Ольги Воробьевой приведу вот такой фрагмент, сообщающий что: "Самым значительным научным достижением в своей карьере он считал теорию происхождения и развития Зодиака, которую он разработал в многочисленных статьях на русском и английском языках и изложил в ее наиболее полной форме в монографии «Загадка западного зодиака: его мудрость и эволюционные скачки. Болезненное восхождение к истине / The Puzzle of the Western Zodiac: Its Wisdom and Evolutionary Leaps. A Painful Ascent to the Truth (2017)".

Александр Аронович в течение всей жизни активно занимался научно-популяризационной деятельностью. Работая в ГАИШе, он разработал для детей игру "В Космос!" применительно к полетам по Солнечной системе. и, главное, сумел в 1965 г. в издательстве "Детский мир" ее издать. Игра имела большой у спех и переиздавалась много десятилетий. Общий тираж, по словам Александра Ароновича составил 800 тыс. экземпляров. Впоследствии он разработал и там же издал "Приключения на Луне" (1980), "Швамбрания" (1982) и "Астрономия" (1984). Им также написана брошюра "Человек измеряет Землю" (1963 г.).

В 1973 году он опубликовал свою наиболее известную книгу «Извечные тайны неба» – книгу по истории астрономии для молодежи, которая впоследствии дважды переиздавалась общим тиражом в 400 000 экземпляров. Она была переведена на испанский язык.

Александр Аронович был эрудитом и творческой личностью, имевший разнообразные интересы. Он глубоко любил Москву и знал ее историю, превращая самые простые прогулки по центральному московскому округу, где он жил в увлекательные экскурсии. Хорошо зная город, в начале 1990-х он увлекся реконструкцией полета Маргариты, описанного в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и представил свою версию в одной из телевизионных передач. В разные годы он работал консультантом по вопросам научного образования в Министерстве образования России, консультировал российскую почтовую службу по вопросам, связанным с выпуском марок с астрономической тематикой (он был заядлым филателистом и библиофилом на протяжении всей жизни), занимался переводами иностранной астрономической литературы, консультировал детские книжные издательства по вопросам популяризации науки для детей.

Александр Аронович Гурштейн был депутатом районного Совета народных депутатов Центрального округа Москвы в бурные дни "перехода России к демократии" в начале 1990-х годов.

В семье Александра Ароновича остались жена, Ольга Воробьева, трое детей (Кирилл, Ксения и Михаил), четыре внучки и трое правнуков.

Александр Аронович Гурштейн прожил долгую, интересную жизнь и оставил свой значительный след в нашей астрономической среде.


В. Шамаев

© ГАИШ 2005-2023 г.